Германия: на российском фронте без перемен

Подпись к изображению: Канцлер Германии Ангела Меркель с воинскими почестями приветствует в Берлине генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, 14 января 2015 года
Подпись к изображению: Канцлер Германии Ангела Меркель с воинскими почестями приветствует в Берлине генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, 14 января 2015 года

Символичное для германской стратегии решение об увеличении численности ее вооруженных сил на 7 тысяч военнослужащих в течение ближайших семи лет не вполне соответствует главной военной проблеме, стоящей перед страной: России.

Любое упоминание о России как об источнике реальной угрозы в настоящий момент встречает столь настойчивый протест со стороны большей части правительства, что министр обороны Урсула Гертруда фон дер Ляйен вынуждена была идти на многочисленные уловки, давая официальное объяснение, почему германской армии необходимо это более чем скромное укрепление.

Она весьма осторожно напомнила об участии Германии в объединенных силах быстрого реагирования  НАТО, не упоминая о каком-либо конкретном противнике. Иными словами, буквально ни слова не было сказано о серьезности имеющегося риска.

Страны НАТО остро нуждаются в единой и последовательной военной политике, но они должны справиться с существующим серьезным противоречием.

С одной стороны, новый главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Кертис Скапаротти заявил, что предвидит усиление российской агрессии в ближайшие годы. Его предшественник генерал Филип Бридлав говорил о том, что Россия при Владимире Путине «встала на тропу войны».

С другой стороны, существует настойчивое нежелание Германии признать возрождение российской воинственности и агрессивности, то есть оставить надежды, что Москву можно вернуть в предсказуемое состояние и превратить в источник прибыли для западного бизнеса. Партийная политика часто делает германский подход далеким от реальности.

Два года назад, после аннексии Крыма, вторжения российских войск на территорию Украины и угрожающих действий Москвы в отношении стран Балтии, входящих в НАТО, вице-канцлер Германии социал-демократ Зигмар Габриэль выступил с заявлением, определяющим военную политику Германии: «Не должно возникнуть впечатления, что мы рассматриваем военные варианты решения проблем, даже теоретически».

Два месяца назад, когда Германия рассматривала возможность отправки на ротационной основе своего подразделения численностью в несколько сот человек для поддержки члена НАТО Литвы, граничащей с Россией, министр иностранных дел социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер предпочел формулировку, в соответствии с которой некая неназванная «соседняя с Украиной страна» не уважает  суверенитет Киева.

До какой же степени сверхосторожности вы можете дойти? Конкретный ответ на этот вопрос можно будет найти в редком для Германии правительственном документе, в котором будет изложена военная доктрина страны. Ожидается, что он будет опубликован в нынешнем  июне. Кстати, последний подобный документ был принят еще в 2006 году.

С точки зрения представителя европейского оборонного ведомства, несмотря на то что Германия заявляет о своем намерении занять более активную внешнеполитическую позицию, которая до сих пор исчерпывалась невоенным присутствием в Мали и Ираке, а также разведывательными полетами над Сирией, у Берлина на сегодняшний день отсутствует внятная военно-политическая стратегия.

После десяти лет у власти канцлер Ангела Меркель, похоже, так и не поняла, что внушительная военная сила и явная готовность Берлина к ее использованию является неотъемлемым компонентом дипломатии в отношениях с Россией. В результате Германия чувствовала себя комфортно, избегая четких и публичных заявлений о России как о стране, нуждающейся в сдерживании военного характера.

Однако, военная доктрина, официальный правительственный документ, в котором отсутствует определенность в отношении России, или который существенно отличается от американской оценки внешних угроз, может привести к риску раскола между союзниками.

В своем заявлении о доведении численности вооруженных сил до 241 тысячи военнослужащих, при сохранении крайней недостаточности военных расходов для соответствия целевой норме НАТО в 2 процента от ВВП, госпожа фон дер Ляйен из Христианско-демократического союза не касалась упомянутого документа. Министр обороны не выразила никакого протеста в связи с новой угрозой Кремля разместить на постоянной основе ракеты «Искандер», способные нести ядерный заряд, в Калининградской области, западном российском анклаве.

Такова печальная реальность, от которой пытаются отмахнуться новые политики из германского правительства. Проведенный в марте исследовательским центром «Bertelsmann Foundation» социологический опрос показал, что 56 процентов немцев не воспринимают Россию как источник военной угрозы. Большинство респондентов не поддерживают санкции в отношении России и, что гораздо страшнее, 57 процентов негативно относятся к отправке германских солдат для защиты Польши и балтийских стран «если они подвергнутся нападению со стороны России».

Эта германская реальность, которая должна была бы тревожить госпожу Меркель, возможно, объясняет, почему министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, по имеющейся информации, готов пойти на частичное ослабление санкций в отношении Москвы, в то время как российские военные продолжают свои успешные операции в Сирии и на Украине. Согласно сообщению «Frankfurter Allgemeine Zeitung», господин Штанймайер хотел бы «достичь осторожного смягчения санкций», в отношении дальнейшей судьбы которых Европейский союз должен принять решение к 31 июля.

Газета дает понять, что этот политик намерен принять участие в национальных выборах в следующем году. «Санкции против России не пользуются популярностью в социал-демократической среде», сообщается в репортаже. «Это стремление к сближению с Россией может сослужить хорошую службу господину Штайнмайеру в ходе предвыборной кампании».

Едва ли это пойдет на пользу международному имиджу Германии, которая нуждается в более активной военной политике в отношении России. Это так, просто замечание соседа.

Германское безмолвие, столь удобное для неучастия в противостоянии с Россией, на прошлой неделе было потрвоженр двумя нейтральными европейскими странами. Лидеры Швеции и Финляндии во время своего визита в Белый Дом выразили обеспокоенность, по словам агентства «Reuters», в связи с «агрессивным военным присутствием» вблизи своих границ.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Германия: на российском фронте без перемен”

  1. «После десяти лет у власти канцлер Ангела Меркель, похоже, так и не поняла, что внушительная военная сила и явная готовность Берлина к ее использованию является неотъемлемым компонентом дипломатии в отношениях с Россией.»
    Что курит автор статьи? Фашисты забыли про свой последний поход «Drang nach Osten»? Главный враг европейского народа это их преступная власть и банкстеры со своими ТНК, а не какие-то там русские.

Добавить комментарий