100 лет пропаганды

Источник перевод: Dino

Пропаганда наиболее известна  в форме плакатов военных времён. Но по своей сути она – способ коммуникации, нацеленной на отношение общества к  какому-либо вопросу или позиции,  что само по себе не должно быть плохо. Несмотря на то, что пропаганда часто используется, чтобы управлять человеческими эмоциями, избирательно отображая факты, она также очень эффективна в передаче идей и,  следовательно, ей можно найти  применение в веб-дизайне.

Заметьте, что пропаганда использует послания с глубоким смыслом, чтобы изменить отношение целевой аудитории к объекту. Чтобы достичь своеобразности в веб-дизайне, можно экспериментировать с художественными приемами,  применяемыми в пропагандистских плакатах и творчески ими пользоваться.

В этой статье, мы посмотрим на различные виды пропаганды, и людей, стоящих за ней, людей, которых редко встретишь рядом со своей работой.   Вы также увидите, как стремление к пропаганде сформировало  много современных течений в искусстве. Обратите внимание, что данная публикация не предназначена быть выставочным стендом художников-пропагандистов.

Уильям Орпен (William Orpen), Англия,1917

Орпен учился в школе Слейда в Лондоне наряду с такими же художниками,  как  и он, Огустусом Джоном (Augustus John) и Уиндхэмом Льисом (Wyndham Lewis). Один из друзей Орпена  предложил ему тогда писать картины выдающихся военачальников, таких как  Лорд Дерби и Черчилль. В 1917 году он был нанят правительственным чиновником, главой отдела военной пропаганды на западный фронт, чтобы писать картины разорённой войной Франции. Именно там Орпен написал свою наиболее известную картину «Смерть немцев в окопе».


Дмитрий Моор (Dimitri Moor), Россия 1917-1921 гг.

Дмитрий Моор (или Дмитрий Стахиевич Орлов) изменил вид графического дизайна в Советской России в далеком 1918 г. Его работы доминировали как в большевистскую эпоху (1917- 1921), так и во времена  новой экономической политики (1921-1927). Главная тема работ Моора —  разительный контраст между жестоким злом и героическими союзниками.

Сильное давление пришлось оказать на русских рабочих, чтобы они восстали  против империализма.



Многие картины Моора выполнены  в чёрно-красном цвете. Чёрный в основном использовался для основной части плаката и для обозначения капиталистов, красный – для  социалистических элементов, таких как флаги и одежда рабочих.

Это менее известный плакат художника, призывающий помочь страдающим от голода в России в 1920 г. На нем всего одно слово: «Помоги»;  изображение истощенного  старика, на заднем плане еле-еле видны последние стебельки ячменя.

Лазарь Лисицкий, Россия, 1920 г.


Вся художественная деятельность Лисицкого пронизана верой в то, что художник может быть посланником перемен и добра, и его работы во многих отношениях демонстрируют это. Он сам был величайшим посланником  перемен в художественных течениях своего времени. Он был одним из создателей супрематизма наряду с Казимиром Малевичем; и вместе со многими из своих коллег он изменял вид типографики, выставочный дизайн, фотомонтаж и дизайн обложки книги. Большая часть современных художественных приемов, которые мы видим сегодня, и те, что появились в кино и кинетической типографике, – результат творчества Лисицкого.

Одна из его наиболее известных работ (показана ниже) действительно воплощает творчество Лисицкого. Она настолько авангардистская, что даже непрофессионал мог узнать этот стиль. Бросаются в глаза абстрактные геометрические формы и выразительная цветовая гамма модернистского  искусства. И всё же плакат несёт реальную информацию: он изображает революцию в России 1917 г.  Белый круг представляет сторонников старого режима, а красный треугольник – атакующих, изменяющих сознание, коммунистов.  Картину охарактеризовали как стилизованный план сражения за коммунистическую  победу.

"Клином красным бей белых", 1920

Стиль художника также узнается по оформлению обложки альбома рок-группы Franz Ferdinand.

Тогда, в 1921 г., Эль Лисицкий принял должность посла России по делам культуры в Германии. Его творчество оказало сильное влияние  на дизайнерские течения в графике Баухаус (Bauhaus) и Дестиль (De Stijil). Последний плакат художника (показан ниже), ставший возвращением к пропаганде, призывал русский народ помочь России построить больше танков, чтобы одержать победу над фашистской Германией.

Страхов Браславский, Россия, 1926 г.

Браславский был известен своими плакатами, которые пропагандировали эмансипацию женщин. В то время в России развивалось равенство полов. Эмансипированные женщины должны были поддержать коммунистическую программу действий, а для этого они должны быть свободны от их так называемых обязанностей жен и матерей.

Эмансипация женщин и социалистическое движение шли просто рука об руку. Ниже на плакате видно практически  слияние полов. Женщина выглядит несколько мужеподобной: одетая в мужскую одежду, которая скрывает ее женскую фигуру, холодный тяжелый пристальный  взгляд, скрывающий ее эмоции. На заднем плане её место работы, показывающее, что женщины могут выполнять тяжелую работу наравне с мужчинами.

Удивительно то, что изображение показывает не столько эмансипацию женщин как таковую, сколько способ превращения женщин в мужчин. Кажется, действительной причиной эмансипации женщин  было просто увеличить рабочую силу и, таким образом, укрепить коммунистическое движение.

Ханс Швайцер (Hans Schweitzer), Германия, 1930 г.

В 1930 г. в Германии пропаганда была в полном разгаре и использовалась  советниками Гитлера, чтобы призвать немецкое население к оружию и распространять ложь о евреях. Одним из наиболее известных художников, поддерживающих нацистскую пропаганду, был Ханс Швайцер, известный как «Мьёльнир»  (так в скандинавской мифологии называется разящий молот Тора, бога-громовержца: массивный, с короткой и мощной ручкой, удар которого вызывал гром. – прим. mixednews.ru). Этот плакат Ханса Швайцера отображает типичную пронацистскую тему вооружённой мощи Германии, изображая коричневорубашечника из штурмового отряда плечом к плечу с солдатом. Текст гласит: «Гарантия военной мощи!»

Следующий плакат Мьёльнира, названный «Наша последняя надежда – Гитлер», использовался на президентских  выборах 1932 г., когда Германия переживала великую депрессию. Нацистские пропагандисты выбрали своей целью немецкий народ, который был безработным и жил в нужде,  и предложили им Гитлера  в качестве выхода из создавшегося  положения, их спасителя.

Тогда пропаганда использовала еврейскую нацию  в качестве «козла отпущения», обвиняя её во всех бедах Германии и войне. Многие плакаты назывались «Он виновен в войне». Это было ключевым посланием Гитлера, чтобы начать кампанию террора и последующей этнической чистки. Почти вся кампания от начала до конца проводилась художником Мьёльниром. Вполне вероятно, что точно так, как сегодня средства массовой информации формируют общественное сознание, Мьёльнир формировал сознание немцев посредством своих рисунков. Нет сомнения в безнравственности и эмоциональном обмане этих работ. Тем не менее, о них стоит упомянуть, так как  в свое  время они были чрезвычайно влиятельны и результативны.

Валентина Кулагина, Россия, 1930 г.

Кулагина — одна из немногих женщин-художников плакатного жанра  20-го века.  Ее искусство было  сильно подвержено влиянию супрематизма. Без труда можно увидеть сходство между её работами и работами Лисицкого. Плакат Кулагиной «На оборону СССР», созданный в 1930 г., выполнен в стиле кубизма,  в его многомерной  форме.  Красная Армия показана на нём огромными, почти роботоподобными фигурами, марширующими  с заводов  на войну. Они окружены крошечными  белыми аэропланами приверженцев старого режима, которые, кажется,  не причиняют им никакого беспокойства, и создается впечатление, что они пролетают  сквозь фигуры.

Филлип Зек (Phillip Zec), Англия, 1930 г.

Филипп Зек был, возможно, наиболее известным в изображении нацистов как змеев и стервятников. В то время нацистов обычно изображали неуклюжими клоунами или шутами. Но Зек отобразил в своих работах более зловещую сторону немецкого режима. Известно, что Гитлер ненавидел Зека так сильно, что внес его в черный список и приказал арестовать его сразу после вторжения в Британию. Он обвинял еврейское происхождение Зека в его крайних идеях.

Этот плакат Зека призывал женщин вступать в военную экономику и работать на фабриках, выпускающей снаряжение для армии.

Эта отвратительная жаба – бывший премьер-министр Франции Пьер Лаваль, который решил тесно сотрудничать с нацистским командованием во время Второй  мировой войны.

Эта иллюстрация французского Сопротивления, дающего понять Гитлеру, что оно продолжает жить.

Джино Боккасиле (Gino Boccasile), Италия, 1930 г.

Джино Боккасиле был сторонником  Бенито Муссолини и нарисовал много плакатов в его поддержку. Плакаты Боккасиле становились всё больше и больше расистскими и антисемитскими вместе с его растущей  поддержкой марионеточного государства Германии. После войны  Боккасиле был заключен в тюрьму за сотрудничество  с фашистским режимом. Единственная работа, которую он мог найти после выхода из тюрьмы,  работа художника-порнографиста и рекламного дизайнера  для компаний Пальери Косметикс и Зенит Футвеа.

Он стал известным благодаря рекламе и порнографии.

Пабло Пикассо, Испания, 1937 г.

В ответ на бомбардировки Герники  Германией и Италией 26 апреля 1937 г., по заказу Испанских Национальных Сил, Пикассо нарисовал город. Надо сказать, что заказ поступил Пикассо задолго до бомбардировки города, и поначалу предполагалось, что это будет классическая картина. После бомбардировки Пикассо изменил стиль картины. На огромной фреске изображена трагедия войны, обрушившаяся на невинных граждан. Картина стала гигантским символом антивоенного движения, и по завершении войны ее выставляли  по всему миру, чтобы донести послание.  Произведение также рассказало другим странам  об ужасах  гражданской войны в Испании, о которых до того времени многие люди не слышали.

Норман Рокуэлл (Norman Rockwell), США, 1939 г.

Норман Рокуэлл возможно один из самых известных художников- пропагандистов. Он признавал, что он всего лишь марионетка в деле пропаганды, действующая по указанию своего хозяина газеты «Сэтеди  Ивнинг Пост» (Saturday Evening Post). На протяжении 50 лет газета платила многим  художникам-иллюстраторам, чтобы придать американским новостям патриотический дух и пропаганду.

Его творчество часто отвергали, считая его картины идеалистическими и сентиментальными. Отображение художником американской жизни нашло  воплощение в убегающих мальчишках  на картине «Купаться запрещено», олицетворяющих беспечных граждан США, которые торопятся по своим делам и не осознают, что мир рушится вокруг них.

Ниже показан знаменитый плакат Рокуэлла «Роузи по прозвищу Клепальщица» (Rosie the Riveter), представляющий американских женщин, которые работали, на фабриках и заводах, выпускающих продукцию для фронта во время Второй Мировой войны. Это был призыв к женщинам Америки взяться за оружие, стать сильными и поддержать военную экономику.

Картина  Джей. Ховарда Миллера  (J. Howard Miller) «Мы можем это сделать!», часто ошибочно воспринимаемая как изображение Роузи-Клепальщицы, доносила ту же идею.

Политика, проводимая газетой  «Сэтеди  Ивнинг Пост» шла вразрез с устремлениями Рокуэлла, поэтому он занялся противоречивой темой расизма в Америке. Он стал более почитаемым художником за эти бескомпромиссные работы американской культуры, чем за то, что он делал в  газете  «Сэтеди  Ивнинг Пост». Работа, представленная ниже, называется «Проблема, с которой все мы живём». Неизвестно, взят ли сюжет исключительно из истории о Руби Бриджес (Ruby Bridges), потому что, как некоторые думают,  идею могла  навеять книга Джона Стейнбека «Путешествия с Чарли в поисках Америки» (John Steinbeck Travels With Charley).

Тема  картины – интеграция чернокожих детей в американских школах. Маленькую  девочку Руби Бриджес, идущую в школу Вильгельма Франца в 8:40 утра, снимали на фотоаппарат. В это время собралась огромная толпа из 150 белых молодых женщин  и мужчин. Они кидали помидоры и выкрикивали оскорбительные реплики в адрес девочки. Трудно смотреть на  эту картину без эмоций.

Сюй Лин (Xu Ling), Китай, 1950 г.

Трудно найти подробную информацию о китайских художниках, работающих в направлении пропаганды, но можно составить представление о том, что они пытались донести в своих картинах. Этот плакат – карикатура на американского командующего в Корее того времени генерала Макартура (MacArthur). США представляет на нём вызывающее отвращение зло: Макартур, наносящий удары ножом по корейской матери с ребенком; на заднем плане на города Кореи сбрасываются бомбы, помеченные буквами  US (США), во время вторжения США в Корею.

Е Шанлу (Ye Shanlu), Китай, 1952 г.

Опять же, мало что известно об этом художнике, но мы знаем, что этот плакат призывал людей делать прививки против эпидемий, чтобы сражаться в войне с применением бактериологического оружия. Китайцы были убеждены в том, что США планировало использовать против них бактериологическое оружие, поэтому они занялись организацией массовых прививок, чтобы защитить китайский народ.

Нин Хао (Ning Hao), Китай, 1954 г.

По аналогии с «Роузи-Клепальщицей», работа Нин Хао отображает женщин, призванных работать на фабриках наравне с мужчинами, частично чтобы поддержать их эмансипацию, но большей частью для увеличения рабочей силы в Китае.

Джим Фицпатрик (Jim Fitzpatrick), Ирландия, 1968 г.

Джим Фицпатрик был известным ирландско-кельтским художником своего времени. Но особенно популярным он стал благодаря плакату «Че Гевара» (Che Guevara) в 1968 г. Говорят, что Фицпатрик близко к сердцу воспринял смерть революционера. Он видел его однажды, когда Че Гевара прилетал в Ирландию в 1963 г. и заглянул в паб при отеле «Марин» в Килки. В то время Фицпатрик был подростком и подрабатывал летом. Плакат стал мировым символом во время протестов против войны во Вьетнаме, а сейчас является символом F.A.R.C. в Колумбии, марксистско-ленинской революционной организации партизан, которая участвует в происходящем вооружённом конфликте в Колумбии. Этот символ также использует Армия Национального Освобождения им. генерала Сапаты, революционная группа, базирующаяся  в Чиапасе, самом южном штате Мексики.

Изображение также использовалось во время студенческих волнений в Париже в 1968 г. В остальной части Запада изображение марксиста Че Гевары часто используется подростками-бунтарями.

Хуин Вань Туань (Huynh Van Thuan ), Вьетнам, 1972 г.

Я не нашла информации о Хуин Вань Туань, кроме этого кино-плаката 1960 г. о  войне во Вьетнаме. Поэтому  было решено включить его.

Мика Иан Райт (Micah Ian Wright), США, 2003 г.

Получив диплом об образовании, Мика Райт некоторое время работал на телеканале Nickelodeon и писал для мультфильма “Крутые Бобры». Затем, в 2003 г., незадолго до вторжения США в Ирак Мика опубликовал свою антивоенную книгу-протест. Книга содержала сатирические работы, выполненные на основе пропагандистских плакатов  минувшей войны, которые Мика перепечатал и наполнил новыми посланиями, направленными против современной войны.

Брайан Лейн Уинфилд Мур (Brian Lane Winfield Moore), США, 2003 г.

Брайан Мур – современный художник-пропагандист, который выставляет работы в своем блоге (blog). Он живет в Бруклине и, вероятно, больше всего известен содействием поддержанию нейтралитета интернета и творчеством, выражающим протест, во время выборов в Иране в 2009 г. Его плакаты основаны на старых пропагандистских плакатах Второй  мировой войны, но обновлённых в своих посланиях, чтобы соответствовать современным технологиям  веб-культуры.

Этот плакат – комментарий к протестам выборов в Иране в 2009 г. Он позаимствовал старый рефрен «loose lips» (зд.: чрезмерная  болтовня. – прим. mixednews.ru.) и поменял  его на «loose tweets» (с тем же значением)

Следующий плакат о предлагаемом регулировании Интернета, которое якобы должно обуздать незаконную деятельность в сети и помочь вести «войну против террора».

Неизвестный художник, Великобритания, 2010 г.

Я не смогла определить художника по этому плакату, но должна была включить его за умелое использование старых ценностей тори и обыгрывание эпизода разоблачения монстра командой Скуби Ду. Даунинг стрит, 10, которую сейчас занимает партия тори. А Дэвид Камерон — нынешний премьер-министр Великобритании. Этот плакат показывает отсутствие веры в обещания Камерона быть движущей силой перемен, а не просто ещё одной Тэтчер.

И напоследок

Ник Гриффин (Nick Griffin) – не художник, он председатель Британской Национальной партии (BNP).

Как и большинство других национальных партий во всем мире, BNP – хороший пример использования средств пропаганды, вызывающей скорее эмоциональный, чем мыслительный отклик на предоставляемую информацию. BNP годами использовала технологии пропаганды, чтобы создать свои ряды, наполненные ненавистью. BNP слишком хорошо говорит с  людьми  простым, эмоциональным  языком, влияя на тех, кто испытывает личные проблемы и хочет найти кого-то, чтобы обвинить в этих  проблемах.

Как и многие другие национальные партии, BNP обвиняет иностранцев в этих проблемах и использует сильные религиозные метафоры, чтобы донести послание. Очень убедительно, но чрезвычайно неэтично. Это пример пропаганды, используемой для манипулирования людьми в очень обманчивой, нечестной манере.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “100 лет пропаганды”

Добавить комментарий