Неужели Организация Североатлантического договора (НАТО) начинает новую холодную войну? Таким является предположение министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Он подверг критике недавние учения НАТО на границах России, назвав это «бряцанием оружия и разжиганием войны». А на саммите НАТО в Варшаве принято решение укрепить боевую группу из 4000 новых войск в Польше и странах Балтии, Эстонии, Латвии и Литве, а также поручить альянсу управление построенным США противоракетным щитом, защищающим Европу.
Москва быстро отреагировала на такой план. Президент Владимир Путин заявил следующее: «К чему это все приведет – я не знаю, но я знаю точно, что мы вынуждены будем отвечать». На прошлой неделе на редком заседании Совета Россия – НАТО небольшим лучом надежды стала договоренность представителя России Александра Грушко о полетах над Балтикой с включенными транспондерами по аналогии с западными самолетами. После аннексии Россией Крыма альянс во главе с США патрулирует воздушное пространство стран Балтии.
Чувство тревоги в России является очевидным из предупреждения, сделанного Михаилом Горбачевым, последним президентом Советского Союза. Он обвиняет НАТО в подготовке нападения на Россию. Он заявил, что «НАТО от холодной войны начала подготовку к перерастанию в горячую. Вся риторика в Варшаве просто вопиет о стремлении чуть ли не объявить войну России. Они только говорят о защите, а фактически ведут подготовку к наступательным действиям».
Существует небольшое сомнение в том, что инициатором новой жесткой линии НАТО по отношению к России является Польша, принимая во внимание ее трагическую историю, а также нестабильные страны Балтии, которые, как и Крым, подаренный Украине Никитой Хрущевым, когда-то были частью Советского Союза.
В геополитическом плане Россия больше не является великой державой как Советский Союз. Но, несмотря на свои экономические проблемы, обостряющиеся экономическими санкциями со стороны западных стран и стремительным падением цен на нефть, президент Путин сохранил страну на плаву. Произошло крупное техническое перевооружение российской армии, а ее военно-воздушная помощь президенту осажденной территории Сирии Башару Асаду означала, что Вашингтон должен искать помощи в прекращении сирийской гражданской войны. Что и сделал госсекретарь США Джон Керри во время своего недавнего визита в Москву.
НАТО – не монолит, его члены имеют резко расходящиеся точки зрения в отношении России. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас на встрече в Варшаве предложил прекратить противостояние с Россией. А Восточно-европейские представители считают, что отношение Франции к Москве в частном порядке является более снисходительным. Канцлер Германии Ангела Меркель не полностью разделяет взгляды своего министра иностранных дел, но по темпераменту придерживается трезвой политики и осознает, насколько высокими являются ставки отраслей промышленности ее страны на российском рынке.
Важным моментом, который выяснился в результате саммита в Варшаве, является то, что США прочно поддерживает в жесткой линии Польшу и страны Балтии, в то же самое время несколько нервно оценивает усиливающуюся власть Китая и ведет себя с ней осторожно. В Варшаве президент США Барак Обама положил конец расхождению мнений, заявив: «Мы едины в том, что в обычном порядке не можем иметь ничего общего с Россией. В хорошие времена и в плохие Европа может рассчитывать на США. Всегда».
Сравните данные комментарии с Китаем, игнорирующим постановление Международного трибунала относительно Южно-Китайского моря, который рвет и мечет и проводит военный парад на спорной территории. Первоначально американская реакция заключалась в том, чтобы успокоить бурлящее море. Пекин приобрел власть и демонстрирует это, а Вашингтон относится к этому вполне уважительно.
Возвращаясь к европейскому театру, г-н Грушко на недавней встрече с представителями НАТО высказал веские замечания: «Нет никаких оснований для НАТО делать то, что она делает… Направление, в котором движется НАТО в военном плане, является очень назойливым». Следующая проверка жесткой линии НАТО произойдет в январе, с пересмотром антироссийских экономических санкций. Это еще предстоит выяснить, будут ли европейские страны публично демонстрировать свое несогласие.
Обоснованием НАТО «разжигания войны», согласно определению г-на Штайнмайера, является то, что ее ответные действия пропорциональны угрозе со стороны России. Но ключевое решение нынешней позиции возлагается на Вашингтон. В журнале Atlantic со слов президента Обамы Россия выступает в качестве знакомого противника в ослабленном состоянии, вместе с тем исключительное внимание уделяется Китаю.
Администрация США глубоко обеспокоена, будет ли Китай, находящийся на пути к достижению статуса великой державы, соблюдать международные нормы дипломатии. И даже если он будет игнорировать постановление относительно Южно-Китайского моря, Вашингтон продемонстрирует снисходительность.
Украина остается главным препятствием на пути улучшения отношений между Россией и США по двум причинам: нелепое мнение о том, что, несмотря на обширные территории, граничащие с Россией, и большое количество русско-говорящего населения в восточном регионе, имеющее глубокое духовное родство с матушкой Россией, страна должна быть захвачена Западом, пользуясь очевидной слабостью Москвы. Говоря о неприкосновенных границах после Второй мировой войны, кто изменил границы для создания нового национального государства на Балканах?
Вторая причина безвыходного положения заключается в том, что США не замечают дружеского расположения России. Большинство американских аналитических центров настолько поглощены изучением каждого крошечного шага Китая, что у них остается совсем мало времени на изучение новых российских разработок, за исключением агрессии с их стороны. В некотором смысле, каким бы ни было будущее Запада, американцы уже приняли новое отношение к Москве в качестве холодной войны.
Не все еще потеряно. Как сообщается, Президент Путин в последние дни говорил с президентом Обамой, г-жой Меркель и президентом Олландом. Но, судя по исключительным публичным вмешательствам г-на Горбачева в действия НАТО, чувство тревоги в России ощутимо. Многие на Западе в поисках выхода равняются на канцлера Меркель. Она свободно владеет русским языком, будучи воспитанной в некогда коммунистической Восточной Германии.