Американо-российское Entente Cordiale*?

*Entente cordiale — букв. «сердечное соглашение» — серия соглашений по колониальным вопросам между Британской империей и Францией, подведшие черту под столетием колониального соперничества между державами и приведшие к созданию Антанты.

cartoon_1747aВ 1973 году Генри Киссинджер встречался в Москве с Леонидом Брежневым в рамках подготовки предстоящего официального визита президента Никсона. Престарелый Брежнев настоял на совместной охоте на кабана, где они на короткое время остались одни, в присутствии лишь переводчика, и советский лидер «облегчил душу» относительно китайского коммунистического режима. «Вероломные варвары», сказал он, и в тот момент Киссинджер понял, что одна из великих инициатив американской дипломатии увенчалась успехом. Русские стремились достичь взаимопонимания с Соединенными Штатами в связи с их проблемами с Китаем. Китайцы ожесточенно соперничали с Советским Союзом, и Америка оказалась в выгодном положении. Все это живо описано в книге Уолтера Айзексона «Киссинджер».

Россия и Китай – соседи, две великие мировые державы и вместе они доминируют на огромном сухопутном пространстве мирового суперконтинента, Евразии. Они объективно являются соперниками и это соперничество будет существовать всегда. Они не любят и не доверяют друг другу. И каждый из них, в случае возникновения спора, хотел бы иметь Соединенные Штаты на своей стороне. Китай и Россия – две страны мира, которые должны нас беспокоить на самом деле. Мы хотели бы иметь дружественные отношения с обеими и поддерживать стабильность и мир между ними.

Ни одна их этих стран не является нашим геополитическим врагом. Таковых вообще не существует. Соперники не обязательно являются врагами. Все великие державы, включая Японию и Западную Европу, обладают правом на собственные сферы влияния. Войн вполне можно избежать, если великие державы будут признавать и уважать эти сферы влияния друг друга. Так устроен наш мир.

За 43 года, что прошли с того дня, когда Брежнев откровенно высказался о китайско-советских отношениях, ничего принципиально не изменилось, во всяком случае, в этом аспекте. Россия по-прежнему стремится к взаимопониманию с Америкой, учитывая ее вечные проблемы с Китаем. Наша дружба и поддержка России – самый мощный потенциальный рычаг влияния, которое мы можем иметь на эту страну.

Наши угрозы военного вмешательства в Европе – пустой звук. Американский народ восхищается и уважает народ Эстонии, однако, мы просто не хотим умирать за них, и вообще за кого бы то ни было, если уж на то пошло. Мы больше не участвуем в войнах за иностранные земли. Мы будем делать все, что в наших силах, чтобы противостоять российскому империализму. Они должны уважать право Западной Европы на сферу влияния, также как и Западная Европа должна уважать и признавать такое же право за Москвой. Соединенные Штаты, безусловно, идеальный посредник, при единственном условии – Вашингтон уважает интересы как России, так и Западной Европы.

В 1973 году Никсону удалось достичь «разрядки», или ослабления напряженности с Советским Союзом. Сегодня, имея дело с Россией, мы должны стремиться к альянсу, или к взаимопониманию.

Мне не нравится, что русские вмешиваются в наши президентские выборы, однако, это не влияет на реальную обстановку. С геополитической точки зрения, русским незачем нас бояться, также как и нам их. И они, к тому же, обладают межконтинентальными баллистическими ракетами. Западная Европа, возможно, утратила волю к жизни. Но Владимир Путин – нет.

После 28 лет правления Бушей-Клинтонов-Обам, мы можем оказаться в совершенно иной стране, в иной реальности, и за это придется чертовски дорого расплачиваться. Дональд Трамп способен заявить нечто совершенно маразматическое, демонстрируя фундаментальное невежество, типа «ислам – религия мира». Он может сказать нечто грубое и неуместное, что подорвет нашу репутацию, или, скажем, обозначить «линию на песке», а затем, перейдя ее, сделать вид, что ничего не случилось.

Но вот что он, по моему убеждению, не сделает, так это не втянет нас в войну в Европе или в войну против Китая. Сегодня тысячи наших военнослужащих дислоцированы в Польше в качестве силы прикрытия, и они фактически являются заложниками на случай войны с Россией. Я думаю, Трамп выведет их. Он может также вывести американские войска из Южной Кореи, Японии и Германии. Это три вполне успешных страны. Они должны быть в состоянии защищать себя самостоятельно. Они являются нашими союзниками и мы будем помогать, если на них кто-то нападет. Мы просто не хотим больше требовать от наших солдат умирать, защищая чью бы то ни было свободу. Это просто исключено. Неоконсерватизм был реакцией, отчасти, противостоянием политике разрядки. Один из его основателей Ричард Перл, объяснял, что «Израиль был бы обречен, если бы не мировое влияние США». Сегодня неоконсерваторы находятся среди самых яростных оппонентов Дональда Трампа, по тем же причинам, по которым в свое время они противились разрядке напряженности между США и СССР.

Я убежден, что Трамп хотел бы прийти к взаимопониманию с Путиным, сформировать российско-американский альянс, и это приводит в ужас неоконсерваторов. Они по-прежнему считают, что Соединенные Штаты должны выполнять роль мирового полицейского, и чем больше мы вмешиваемся в дела всего мира, тем больше это им нравится. Сегодня израильтяне, вероятно, доверяют Путину больше, чем Обаме. И одной из точек для достижения взаимопонимания с Россией является наша абсолютная приверженность идее безопасности Израиля. Мы – христианская нация, и дом евреев является родиной нашей религии. Мы никогда не предадим их.

Наше взаимопонимание с Россией может даже превратиться в искреннюю дружбу. Мы вот-вот присоединимся к русским в качестве одного из крупнейших экспортеров энергоносителей в мире, каким мы некогда уже были. Если мы примем закон «О передаче государственных земель», мы даже можем обогнать их. Мы можем сотрудничать в борьбе против исламского терроризма и в целях достижении баланса ил на Ближнем Востоке, с которым они граничат. Мы могли бы даже продолжить переговоры о дальнейшем сокращении ядерных вооружений.

Пришло время для националистической внешней политики Америки, без вражды к кому-либо, с доброжелательностью ко всему миру, и с уважением мнения других великих держав. Дональд Трамп, без всякого сомнения, понимает это.

Автор, Фриц Петтиджон – американский публицист, в прошлом – председатель предвыборного штаба Рональда Рейгана в штате Аляска

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий