Аналитик: что стоит за предложением Эр-Рияда Москве сыграть ключевую роль на Ближнем Востоке?

696ccaea-d68f-4488-b9cb-9dc7d79d1eb6-620x350

Недавнее интервью министра иностранных дел Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра новостному  ресурсу Politico привлекло всеобщее внимание мировых СМИ. Министр, судя по всему, предложил России экономический «спасательный круг» от негативного воздействия западных санкций в виде доступа к средствам Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, группы, объединяющей шесть арабских монархий, большинство из которых обладают значительными запасами нефти, а также «пакет инвестиций, превосходящий по объему китайские».

Аль-Джубейр недавно сделал очередной шаг в этом направлении, заявив, что Королевство стремится «к укреплению отношений с Россией по ряду важнейших направлений сотрудничества». Далее он отметил, что между двумя странами уже подписано несколько соглашений, а их разногласия по сирийской проблеме не являются препятствием для сотрудничества, кроме того, расхождение во взглядах на сирийский конфликт в последнее время сглаживается.

На первый взгляд, подобные заявления в полной мере соответствуют тому, что Москва хочет (а Вашингтон, разумеется, не хочет) услышать от Эр-Рияда. Однако, Москва, похоже, не особенно довольна этим предложением Саудовской Аравии. Хотя аль-Джубейр обозначил свое стремление к укреплению саудовско-российских отношений, он также дал понять, что в Эр-Рияде по-прежнему крайне негативно относятся к дружбе Москвы с Тегераном. «Иран находится в состоянии помешательства», заявил он, обвиняя эту страну в намерении «возродить Персидскую империю». Аль-Джубейр также отметил, что, по его мнению, интересам Москвы отвечают скорее преимущества от более тесных связей со странами Персидского залива, чем с Башаром аль-Асадом». И наконец, он объявил, что дни Асада сочтены. «Так что сделку следует совершить, пока существует такая возможность».

Безусловно, это совсем не то, что Москва хотела бы слышать от Эр-Рияда. Заявление из уст аль-Джубейра, публично призывающего Москву «соглашаться на предложенные условия, пока не поздно», может быть воспринято исключительно как оскорбление: «маленькая страна» претендует на право отдавать приказы «великой России». К тому же Москва вполне обоснованно может сомневаться в том, что обещания щедрости стран Залива в обмен на отказ России от поддержки Асада будут когда-нибудь выполнены. Кроме того, при поддержке России сирийский президент, вполне вероятно, удержит свою власть в стране. Это у спонсируемых Саудовской Аравией оппозиционных группировок дела идут настолько плохо, что можно сказать «их дни сочтены». Причем, именно от Москвы во многом зависит, сколько дней им осталось.

Саудовская Аравия уже не в первый раз выступает с предложениями различных экономических выгод для России в обмен на отказ от поддержки Асада. Москва не принимала подобных предложений в прошлом и не намерена менять свою позицию в будущем. Более того, Россия не без оснований подозревает, что саудовскому министру иностранных дел это хорошо известно.

Почему же, в таком случае, аль-Джубейр снова выступил с таким предложением? Есть несколько возможных вариантов.

Один из них заключается в том, что заявление аль-Джубейра, согласно которому Королевство «готово помочь России занять такие позиции на Ближнем Востоке, которые сделают ее более сильной, чем Советский Союз в свое время», на самом деле имеет целью убедить Америку и другие западные страны в необходимости срочно пойти на встречу Эр-Рияду, чтобы избежать подобного нежелательного сценария.

Возможно также, что аль-Джубейр пытается создать, или, точнее сказать, усилить разногласия между Москвой и Тегераном. Некоторые иранские комментаторы постоянно предупреждают, что Россия готова предать Иран, если ей предложат достаточно высокую цену.

Еще одна возможность связана с тем, что на самом деле существуют весьма влиятельные саудиты, вероятно, даже в королевском дворце, полагающие, что Эр-Рияд сможет «убедить» Москву отказаться от поддержки Асада. Таким образом, аль-Джубейр делает свое предложение, зная о том, что в ответ последует отказ, с целью дискредитировать идею о возможности сотрудничества между Саудовской Аравией и Россией по сирийской проблеме.

Разумеется, три упомянутые сценария не являются взаимоисключающими. Другими словами, аль-Джубейр, возможно, предлагает заманчивые перспективы укрепления экономических связей с Москвой в качестве способа усилить тревогу в Америке и в целом на Западе, заодно вызвать раздражение в Иране, и в то же время дискредитировать надежду на сотрудничество с Россией в  политических кругах Саудовской Аравии.

Безусловно, это лишь одно из возможных объяснений, почему глава саудовской дипломатии делает сейчас такое предложение. Можно даже допустить, он на самом деле верит, что Москва способна его принять. Однако, скорее всего, Россия не откажется от поддержки Асада, тем более что его положение в Сирии сегодня гораздо прочнее, чем летом 2015 года, до начала российской военной кампании. Итак, по всей вероятности, все надежды Саудовской Аравии на то, что сделка «голова Асада в обмен на большие деньги» с Москвой может увенчаться успехом, скоро будут развеяны в прах.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Аналитик: что стоит за предложением Эр-Рияда Москве сыграть ключевую роль на Ближнем Востоке?”

Добавить комментарий