Амбициозные планы Китая возродить древний торговый путь из Азии в Европу может иметь экономические последствия — по степени важности превышающие роль плана Маршалла или расширение Европейского Союза, согласно выводам аналитиков.
Проект строительства железных дорог, автомагистралей и портов под названием «Один Пояс — Одна Дорога» укрепит мягкую силу Китая путём создания условий для экономического процветания на фоне обострения политической неопределённости в США и ЕС, по мнению главы Eurizon SLJ Capital Ltd. Стивена Джена, который оценивает данный проект в 1,4 триллиона долларов.
По словам Джена, это также будет способствовать развитию торговых связей и интернационализации юаня, так как банки будут открывать свои филиалы по всему маршруту.
«Это типичный пример события геополитической важности, которое, вероятно, будет иметь огромные последствия для мировой экономики и обеспечения баланса политической власти в долгосрочной перспективе», — сказал Джен, имеющий опыт работы экономиста в Международном валютном фонде.
Протянувшись с востока на запад, Экономический пояс Шёлкового пути достигнет Европы через Центральную Азию, а морской Шёлковый путь обеспечит морские торговые связи с Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком и Африкой.
Хотя власти Китая не называют проект Шелкового пути новым планом Маршалла, напрашиваются сравнения с усилиями США по восстановлению Западной Европы после второй мировой войны.
Джен считает, что охватывая 64 страны с населением 4,4 миллиарда человек , составляющими около 40 процентов мировой экономики, проект «Один Пояс — Одна Дорога» будет в долларовом выражении крупнее плана Маршалла в 12 раз. Китай может потратить целых 9 процентов валового внутреннего продукта — примерно в два раза превышая возможности США в восстановлении послевоенной Европы.
«Этот проект с точки зрения его масштабов может быть в несколько раз больше и амбициозней плана Маршалла или расширения Европейского Союза», — сказал Джен.
Но есть свои минусы. Реализация такого обширного плана неизбежно связана с коррупционными рисками, опасностью срыва графиков работ и недовольством местного населения. Китайские проекты часто сталкивались с подобными проблемами и раньше, особенно в Африке, и нет никакой гарантии, что потенциальные страны-бенефицарии с радостью дадут своё согласие.
Кроме того, возрождение торгового маршрута потребует значительного финансирования во времена замедленного экономического развития и роста невозвратных кредитов в местных банках. Отправка денег за границу, когда они необходимы самим, не может всё время находить поддержку.
Тем не менее, у Китая, по крайней мере, есть план.
«Тот факт, что это план на 30-40 лет вперёд, весьма примечателен, поскольку Китай является единственной страной, строящей планы долгосрочного развития, и это подчеркивает долгосрочный характер китайской политики, в отличие от главенствующей среди большей части стран Запада недальновидной политики краткосрочных выгод», — сказал Джен.
И это беспроигрышный вариант для мягкой силы.
«Проект «Один пояс — Одна дорога» может стать огромной PR-кампанией, которая позволит завоевать благосклонность правительств и получить общественную поддержку в этих странах», — заключил он.