Согласно многочисленным сообщениям, российское правительство пересматривает в настоящее время неолиберальную политику, сослужившую России столь плохую службу с момента распада Советского Союза. Если бы Россия приняла разумную экономическую политику, ее экономика сегодня была бы далеко впереди по сравнению с нынешним ее состоянием. Она избежала бы большей части оттока капиталов на Запад, поскольку полагалась бы в основном на внутренние источники финансирования.
Однако, Вашингтон воспользовался наивностью легковерного и деморализованного российского правительства, которое обращалось к нему за консультациями в постсоветский период. Россияне полагали, что соперничество между двумя странами завершилось с распадом СССР и верили американским советам, согласно которым российская экономика должна была модернизироваться на основе лучших западных образцов. Вместо этого, Вашингтон вероломно воспользовался этой верой, чтобы навязать России экономическую политику, которая была направлена на разграбление ее экономических активов и передачу собственности в руки иностранных владельцев. Хитростью втянув Россию в мировой рынок капитала и подвергнув российский рубль валютным спекуляциям, Вашингтон обеспечил себе возможность дестабилизировать Россию с помощью оттока капитала и атак на обменный курс рубля. Только правительство, абсолютно не знакомое с неоконсервативными целями США и их стремлением к мировому превосходству, могло подвергнуть свою экономическую систему подобным иностранным манипуляциям.
Экономические санкции, которые ввел Вашингтон в отношении России, и заставил к ним присоединиться Европейский союз, демонстрируют, как неолиберальные экономисты работают против российской экономики. Требования к повышению процентных ставок и политике жестких ограничений утопили Российскую экономику. Рубль получил серьезный удар в связи с оттоком капиталов, а это привело к тому, что неолиберальный центральный банк стал растрачивать международные резервы России в попытках поддержать рубль, но фактически поддерживая тем самым дальнейший отток капиталов.
Даже Владимир Путин находит привлекательной романтическую идею глобальной экономики, к которой каждая страна имеет равный доступ. Однако, проблемы, вызванные неолиберальной политикой, вынудили его пойти на импортозамещение с целью снизить зависимость российской экономики от импорта. Это также заставило Путина осознать, что если Россия и вынуждена стоять одной ногой в западном экономическом устройстве, то ей также необходимо второй ногой стоять в новом экономическом порядке, который в настоящее время создается вместе с Китаем, Индией, и бывшими республиками Центральной Азии.
Неолиберальные экономисты предписывают стране политику зависимости, которая опирается на иностранные кредиты и зарубежные инвестиции. Эта политика создает внешний долг и перераспределяет российские прибыли в пользу иностранных собственников. Для страны, объявленной Вашингтоном «главной угрозой интересам США», это означает крайне опасную уязвимость.
Экономический истеблишмент, который Вашингтон насадил в России – неолиберальный. Глава центрального банка Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Алексей Улюкаев, а также нынешний и бывший министры финансов Антон Силуанов и Алексей Кудрин, все они являются принципиальными сторонниками неолиберализма. Эта команда хотела справиться с дефицитом бюджета путем продажи государственных активов иностранцам. Если бы так и случилось, эта политика обеспечила бы Вашингтону еще больший контроль над российской экономикой.
В оппозиции к этой компании псевдо-экономистов находятся Сергей Глазьев, Борис Титов и Андрей Клепач. Эта группа понимает, что неолиберальная политика сделает российскую экономику уязвимой для дестабилизации со стороны Вашингтона, если Америка захочет наказать российское правительство за отказ от следования в русле внешней политики Вашингтона. Их цель – добиться для российской экономики большей самодостаточности, чтобы защитить государственный суверенитет и сохранить возможность для правительства действовать в национальных интересах России, а не подчинять их интересам Вашингтона. Неолиберальная модель экономики – это не модель развития, а механизм для извлечения прибыли. Американцы стремятся сделать Россию и другие зависимые страны «источниками древесного сырья и водных ресурсов», или, в случае с Россией, источником нефти, газа, платины и необработанных алмазов.
Самодостаточность означает отсутствие зависимости от импорта или иностранного капитала для инвестиций, которые могут быть профинансированы Центральным банком России. Под ней также подразумевается, что стратегические секторы экономики остаются под контролем государства, а не в частных руках. Основные инфраструктурные услуги должны быть обеспечены для экономики на условиях субсидируемых цен либо бесплатно, а не подчинены интересам иностранных владельцев, стремящихся извлечь максимально возможную монопольную ренту. Глазьев также хочет, чтобы обменный курс рубля устанавливался центральным банком, а не спекулянтами на валютном рынке.
Неолиберальные экономисты не признают, что экономическое развитие страны с такими природными богатствами, какими обладает Россия, может быть профинансировано центральным банком, создающим деньги, необходимые для реализации инвестиционных проектов. Они утверждают, что это вызовет инфляцию. Неолибералы отрицают давно признанный факт, касающийся количества денег в экономике: не имеет никакого значения, создает ли деньги центральный банк или частные банки, делающие то же самое путем заимствования за рубежом. Разница же заключается в том, что если деньги создаются частными банками или заимствуются, банкам приходится платить проценты, а прибыли необходимо делить с иностранными инвесторами, которые в результате получают определенную степень контроля над экономикой страны.
Очевидно, что российские неолибералы нечувствительны к угрозе, исходящей для российского государства от Вашингтона и его европейских вассалов. На основе обмана Вашингтон ввел экономические санкции против России. Эта политическая демонизация является столь же фиктивной, как и вся пропаганда неолиберальной экономики. На основе той же лжи Вашингтон строит ракетные базы и наращивает военное присутствие на границах России и в ее территориальных водах. Вашингтон стремится свергнуть существующие правительства бывших российских или советских республик и установить там режимы, враждебные России, как в Грузии и на Украине. Россия постоянно подвергается клевете и очернению со стороны Вашингтона и НАТО. Вашингтон политизировал даже Олимпийские Игры, запретив участие в них многим российским атлетам.
Несмотря на все эти явно враждебные действия против России, неолибералы по-прежнему верят, что экономическая политика, к которой призывает Вашингтон, отвечает интересам России, а не направлена на захват контроля над ее экономикой. Привязать судьбу России к западной гегемонии в этих условиях – значит уничтожить ее суверенитет.
Автор, Пол Крейг Робертс — американский экономист, политический и экономический обозреватель. Кавалер Ордена Почётного легиона, республиканец, бывший помощник по экономической политике министра финансов США в администрации Рональда Рейгана.