Как Путин обыграл Обаму в Сирии

toon130912

Немногие в американском политическом истеблишменте могли бы вообразить в 2011 году, что в 2016 ситуация в Сирии будет столь неблагоприятной для Америки. Сирийский президент Башар аль-Асад сегодня сильнее, чем когда бы то ни было с начала гражданской войны, несмотря на то, что Барак Обама еще в 2011 году заявил, что « для президента Асада настало время уходить».

Радикальные исламистские боевики – единственное, что осталось от оппозиционных сил, хотя Соединенные Штаты истратили сотни миллионов долларов на поддержку так называемой «умеренной» оппозиции. Группировка «Исламское государство» (ДАИШ) занимает огромные куски территории, после того как Соединенные Штаты в течение двух лет военных действий израсходовали 11 миллиардов долларов на борьбу против этой террористической организации.

Иран и Асад сыграли важную роль в формировании сегодняшней обстановки в Сирии, однако наиболее весомой фигурой в этом конфликте, несомненно, является российский президент Владимир Путин.

В 2015 году ситуация в Сирии была в корне отличной от сегодняшней. Режим Асада оказался на грани краха, правительственная армия была деморализована и с трудом удерживала стремительно уменьшающиеся остатки контролируемой режимом территории. Соединенные Штаты являлись наиболее влиятельной западной державой в Сирии со своей 500-миллионной программой обучения и оснащения оппозиции. Обама надеялся, что тысячи бойцов, обученных в Турции и Иордании, будут вести боевые действия против ДАИШ с помощью предоставленного Америкой оружия.

В 2015 году Путин столкнулся с самым агрессивным геополитическим климатом с момента его прихода к власти в 1999-м. «Российская интервенция на Украине и аннексия Крыма привели к негативным последствиям», объяснял научный сотрудник Института исследования проблем войны Франклин Холкомб. «Позиции России  на мировой арене рухнули», утверждал эксперт.

Решение Путина о прямом военном вмешательстве в Сирии, в сочетании с неумелыми и  непоследовательными действиями Пентагона, существенно изменило распределение ролей в конфликте уже в том же  году.

Соединенные Штаты прекратили свою программу обучения и оснащения оппозиционных сил в октябре 2015 года, после того как Пентагон истратил миллионы долларов  налогоплательщиков, обучив в  результате лишь жалкую горстку бойцов. Что еще хуже, несколько из этих американских «курсантов» перебежали на сторону сирийского филиала аль-Каеды, разумеется, прихватив с собой оружие. Чиновники из администрации Обамы признались газете «The New York Times» в 2015 году, что их стратегия просто не могла сработать, поскольку большая часть сирийских повстанцев сосредоточена на свержении Асада и не особенно заинтересована в войне против ДАИШ.

Путин, видя, что его союзник находится на грани уничтожения, решил, что военная кампания в Сирия обеспечит ему возможности для восстановления утраченных позиций. Аналитик из Института Вудро Вильсона Майкл Кофман объяснил, что тяжелое военное положение режима Асада в тот момент «вынудило Россию пойти на прямое вмешательство».

Путин решил представить свою сирийскую интервенцию как «контртеррористическую» миссию, заявив, что целью России является исключительно нанесение удара по террористам, стремящимся дестабилизировать режим Асада. На протяжении российской военной кампании в Сирии, Москва называла «террористическими» все группировки, воюющие против режима, независимо от их идеологии.

Позиционирование Путиным своей миссии в Сирии как «контртеррористической» было частью более масштабной схемы восстановления легитимности России на мировой арене. Газета «The New York Times» называет пять основных целей Путина на территории Сирии.

  1. Не допустить смены режима в Сирии вследствие внешнего вмешательства.
  2. Расстроить планы Вашингтона по изоляции Москвы.
  3. Доказать, что Россия является более надежным союзником, чем Соединенные Штаты.
  4. Продемонстрировать всему миру эффективность новых российских вооружений.
  5. Отвлечь внимание российского общества от экономических проблем, предложив ему новую тему вместо надоевшей войны на Украине: активную внешнюю политику и рост российского влияния за рубежом.

На фоне активной российской интервенции в  Сирии, Обама пытался прояснить собственные цели и наметить программу, которую следует реализовать в будущем. По оценке Майкла Кофмана, в результате российского вмешательства Обама «фактически вышел из игры». Он уточнил, что Соединенные Штаты «смирились» с тем, что Асад, по всей вероятности, останется у власти. Усилия Обамы сейчас в целом сосредоточены не на борьбе за контроль над политическим будущим Сирии, а на помощи местным силам, ведущим боевые действия главным образом против группировки ДАИШ.

Россия, в партнерстве с Ираном и режимом Асада, предоставила мощную поддержку с воздуха правительственной армии Сирии против всех сил, занимавших территории, которые Асад стремился вернуть под свой контроль. Как показало журналистское расследование новостного телеканала SkyNews в августе, в настоящее время Россия вербует сотни военных-контрактников для боевых действий на территории Сирии. Журналисты обвиняют правительство России во лжи, поскольку оно утверждает, что военное присутствие ограничено исключительно авиационной поддержкой  операций сирийской армии. Масштабы российского участия в конфликте на стороне Асада на порядок больше по сравнению с действиями, на которые оказались готовы пойти Соединенные Штаты.

Майкл Кофман предупредил, что Россия, возможно, будет воевать в Сирии в течение многих лет. Аспирант Колумбийского университета Мария Снеговая подчеркнула, что «Россия не в состоянии ни полностью уйти из Сирии, ни начать полномасштабную войну на ее территории». Эксперт уточнила, что «Кремль в настоящий момент просто не располагает необходимыми ресурсами и не имеет серьезной общественной поддержки внутри страны, чтобы начать полномасштабную наземную операцию в Сирии».

Впрочем, несмотря на все упомянутые ограничения, по оценке Кофмана, Соединенные Штаты практически лишились возможности решать, «кто будет формировать и кто войдет в состав переходного правительства Сирии после окончания гражданской войны. Сегодня, судя по всему, у России есть возможность урегулировать этот конфликт и устранить большую часть оппозиции».

Недавние сообщения указывают на то, что Соединенные Штаты вот-вот достигнут соглашения о военном сотрудничестве с Россией на территории Сирии. В соответствии с этими договоренностями США будут осуществлять совместные с Россией контртеррористические операции против джихадистских группировок.

Это соглашение сталкивается с жесткой и широкомасштабной оппозицией со стороны практически всех партнеров США, включая коалицию по борьбе против ДАИШ, а также со стороны неджихадистских группировок сирийской оппозиции, участвующих в боевых действиях. Противники упомянутой сделки подчеркивают, что вступив в партнерство с Путиным в Сирии, Соединенные Штаты тем самым сыграют решающую роль в легитимизации России на мировой арене.

Аналитик Майкл Кофман, с одобрением воспринимающий это соглашение, завершил свою беседу с журналистами фразой «мы проиграли гибридную войну, причем мы в нее даже практически не вступали».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Как Путин обыграл Обаму в Сирии”

Добавить комментарий