Нам нужна новая «большая сделка» с Россией

Подпись к изображению: Российский президент Владимир Путин и президент США Барак Обама пожимают друг другу руки перед началом двусторонней встречи в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, 28 сентября 2015 года
Подпись к изображению: Российский президент Владимир Путин и президент США Барак Обама пожимают друг другу руки перед началом двусторонней встречи в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, 28 сентября 2015 года

В эти спокойные и ленивые дни отпускного сезона мы должны иметь в виду, что раньше или позже в отношениях Запада с Российской Федерацией наступит момент расплаты. Легко почувствовать, как постепенно накапливается раздражение в Москве, вынужденной смотреть Олимпийские Игры, участие в которых было совершенно справедливо запрещено столь многим российским атлетам. Кроме того, Россия ощущает острую досаду из-за продолжающихся экономических санкций, введенных в связи с вторжением на Украину аннексией Крыма, а также из за растущих издержек сирийской кампании в поддержку жестокого диктатора Башара аль-Асада, которая дополнительно способствует ухудшению отношений с Соединенными Штатами и Европой.

Имеются признаки, указывающие на то, что президент Владимир Путин готовится снова «встряхнуть мир», как он уже не раз поступал во время летних каникул западного истеблишмента. Среди подобных «августовских сюрпризов» можно вспомнить вторжение на Украину в 2014 году и в Грузию в 2008-м. Он тем не менее продолжает стремиться к «большой сделке» с Западом, которая включала бы такие пункты как переговоры о взаимоприемлемом варианте завершения войны в Сирии; более отчетливая концентрация российских ударов с воздуха на объектах группировки ДАИШ; создание международного механизма на Украине, который положит конец военному противостоянию, признает российский суверенитет в Крыму и обеспечит соблюдение прав русскоговорящего меньшинства на остальной части Украины; заморозка НАТО в отношении приема новых членов и общей активности, и прежде всего – снятие экономических санкций, направленных против его страны и многих крупных российских фигур.

Как всегда, когда пытаешься понять Россию, следует обратиться к классической русской литературе. Одна из наиболее часто цитируемых мыслей величайшего из русских прозаиков, Федора Михайловича Достоевского, которую он высказал в своих дневниках, гласит: «Много несчастий произошло на свете от недоумений и от недосказанности». Эта опасность, вероятно, характерна и для нашего подхода к России, и сегодня пришло время поразмыслить более последовательно и реалистично о единой стратегии Запада в отношении путинской России.

Во-первых, мы должны восстановить доверие и успокоить наших союзников по НАТО и укрепить единую позицию альянса в отношении России. Это означает необходимость постоянного взаимодействия союзниками. Нам необходимо убедить в нерушимости гарантий безопасности не только восточноевропейские страны, которые вполне обоснованно встревожены, но также наших союзников в странах черноморского бассейна. Мы можем эффективно достичь этого с помощью программы учений и совместных военных операций, включая размещение войск на ротационной основе, развертывание вооружений и боевой техники в балтийских и черноморских странах, а также воздушное патрулирование оборонительного характера с целью предотвращения проникновений российской авиации в воздушное пространство НАТО.

Во-вторых, особое значение должно придаваться контролю за соблюдением режима санкций. Безусловно, это важнейший рычаг давления на Россию, и германский канцлер Ангела Меркель на сегодняшний день достигла впечатляющих успехов в сохранении сплоченности Европейского союза в этом отношении. Нам необходимо активно поддерживать канцлера в ее борьбе на европейском фронте за обеспечение солидарности Евросоюза, особенно учитывая неопределенности, возникшие в последнее время в связи с голосованием в Британии о выходе из ЕС.

В третьих, Соединенные Штаты должны продолжать оказывать давление на международное сообщество с целью осуждения поведения России в тех случаях, когда она явно нарушает нормы международного права. Это включает использование различных международных форумов для освещения всех наших шагов, от наказаний, примененных к российским спортсменам в связи с употреблением допинга на Олимпийских Играх и других международных соревнованиях, до публикации материалов о незаконных компьютерных взломах и вмешательстве в важные внутренние политические процессы, и, наконец, о продолжающемся насилии на Украине. Мы должны идти на конфронтацию там, где это необходимо, чтобы обеспечить соблюдение общепринятых стандартов поведения на международной арене.

Четвертое и самое главное – в разгар нынешнего лета, наполненного разногласиями и обострениями отношений с обеих сторон, мы должны сохранять открытыми каналы коммуникаций, которые находятся в последнее время под нарастающей угрозой. Интересам обеих стран абсолютно не отвечает сползание в очередную холодную войну, но  с каждой неделей именно это представляется наиболее вероятным сценарием развития событий. Как мы можем это сделать?

Есть группа конкретных проблем, по которым вполне возможно сотрудничество с Россией. Разумеется, Россия и Запад разделяют общую надежду на стабилизацию обстановки в Афганистане, и двустороннее сотрудничество может сыграть в этом немаловажную роль. Кроме того, у нас имеется проверенный и эффективный механизм снижения риска военной конфронтации вследствие случайных и непредвиденных столкновений на море или в воздухе, включая «горячие линии» между высшим военным руководством наших стран. Этот механизм должен быть задействован максимально активно. В прошлом между нами был достигнут вполне приемлемый уровень взаимодействия разведслужб в области контртеррористической деятельности и борьбы против распространения наркотиков. Мы сотрудничали в сфере противодействия пиратству, и на эту тему у меня были многочисленные личные беседы с высокопоставленными российскими гражданскими и военными лидерами. Мы должны продолжать поиск зон сотрудничества, на основе которого можно выстраивать двусторонние отношения.

И, наконец, наш шанс на возможную «большую сделку» — это не разовая акция, которая может принести результаты в конкретный момент времени. При всей своей привлекательности, такой стратегический эффект – не более чем химера. Наш шанс заключается в разработке комплексного подхода, в рамках которого мы должны идти на конфронтацию там, где это необходимо, где нарушения международного права являются наиболее вопиющими, но в то же время сотрудничать везде, где это только возможно. Такой подход позволит нам мирно пройти это полное разногласий и рисков лето, а со временем найти путь к взаимоприемлемому соглашению с Россией. Как сказал генерал Кутузов в романе Толстого «Война и мир», «всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать… Нет сильнее тех двух воинов, терпение и время; те все сделают». Мы просто обязаны взаимодействовать с Россией, осуществляя наш план.

Автор, адмирал Джеймс Ставридис  – в прошлом, 16-й Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе с 2009 по 2013 годы. С 2013 года находится в отставке и занимает пост декана Школы Флетчер при Университете Тафтса.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Нам нужна новая «большая сделка» с Россией”

Добавить комментарий