Пониманию сегодняшней России могло бы помочь чтение великих русских писателей прошлого, считает отставной адмирал Джеймс Ставридис, бывший командующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, в настоящее время занимающий пост декана в Школе права и дипломатии Флетчер.
Можно взглянуть на ту же тему через призму черного юмора: «Вспахивая свое поле, крестьянин по имени Николай наткнулся случайно на бутылку, в которой оказался джинн. В обмен на свободу, он предложил Николаю выполнить любое его желание. Однако, у него было одно условие: что бы ни потребовал Николай, его сосед Иван получил бы вдвое больше. Николай сильно недолюбливал Ивана. Подумав минутку, он попросил джинна: «Выколи мне глаз».
Вся история России отличается необычайной раздвоенностью. Дело в том, что эта огромная страна распростерлась на 11 часовых поясах. Монголо-татарские захватчики вторгались в Россию через восточные степи, а Наполеон, кайзер Вильгельм и Гитлер пытались сделать то же самое со стороны Западной Европы. Во времена холодной войны Соединенные Штаты осуществляли политику сдерживания Советского Союза путем его окружения своими военными альянсами.
В связи с этим, русские испытывают что-то вроде невралгии по поводу безопасности, и это не просто пустая болтовня. Россия до сих пор разделена между своими европейскими и азиатскими корнями. Петр Великий и Екатерина Великая сделали Санкт-Петербург столицей Российской Империи. После революции 1917 года политический центр силы переместился в Москву, а сам Санкт-Петербург был переименован в Ленинград.
Сегодня, хотя президент Владимир Путин начал свою карьеру еще в Ленинграде, который после распада СССР был вновь переименован в Санкт-Петербург, в качестве заместителя мэра а затем мэра города, он управляет страной из Москвы. Впрочем, Санкт-Петербург остается его родным городом. Разумеется, хотя эти факты вовсе не секрет, большая часть американцев либо не знает о них, либо полностью равнодушны к этим деталям.
Что же это означает? В настоящий момент поведение русских на Украине, Сирии и Европе находится в центре общественного внимания в Соединенных Штатах и на Западе в целом. Через 25 лет после распада СССР сложилось представление, что Россия превратилась из друга и союзника в «друга-врага» и даже противника. Рассекреченная докладная записка армии США, опубликованная в Лондоне в прошлом июне, выдвигает в качестве высшего приоритета «сдерживание, а в случае необходимости поражение России военными средствами». Просто кровь стынет в жилах!
Одной возможной причиной всех этих драматических перемен в отношениях является тот факт, что после головокружительной эпохи правления Бориса Ельцина, а затем провалившейся «перезагрузки» Обамы, Вашингтон действует как обманутый ухажер, или, может быть точнее, как разгневанный бывший супруг. После присоединения Крыма и поддержки повстанческих сил в восточной Украине, действия Москвы на самом деле вызвали жесткий отпор со стороны Запада. А поддержка Москвой сирийского президента Башара аль-Асада путем военной кампании в сентябре 2015 года не оставила камня на камне от грозных заявлений Обамы о том, что «диктатор должен уйти». Тем не менее с точки зрения Москвы, большим из двух зол была бы анархия в Сирии, которая могла достичь пределов России и охватить многочисленные мусульманские общины страны.
Совершенно справедливая мысль, что даже у параноиков имеются настоящие враги. И понимание мотивов России и ее интересов вовсе не означает игнорирование ее недопустимого поведения. Тем не менее, у России и Соединенных Штатов имеются общие интересы, например, разгром ДАИШ и в целом борьба против насильственного экстремизма. Почему же эти общие цели не превалируют над разногласиями?
Проще говоря, Путин больше не может доверять Соединенным Штатам, полагаясь на мудрость их политики и действий. Вторая иракская война стала переломной точкой. Провалившаяся ливийская интервенция в 2011 году, погрузившая страну в кровавый хаос, стала завершающим ударом по остаткам этого доверия. В то же время с точки зрения Америки, именно Москва отказывается прислушаться к голосу разума. Таким образом, получается диалог двух глухих.
Обаме осталось уже менее пяти месяцев правления. Крайне маловероятно, что он пойдет на выдвижение каких-то новых инициатив. Однако, он просто обязан запланировать обстоятельную встречу с Путиным, саммит, который продлится как минимум несколько дней и не ограничится лишь совместными фотографиями.
Критики будут отвергать идею любой встречи, как безнадежно запоздавшую и способную помешать свободе маневра преемника Обамы в отношениях с Россией. Это полный абсурд. На пике холодной войны обе стороны вели переговоры и фактически приняли крупные соглашения о сокращении вооружений. Обама подписал в свое время соглашение START II, и это достойно похвалы.
Однако ему необходимо задуматься, каким образом американо-российские отношения могут быть возвращены в нормальное русло, если это вообще возможно. Президент просто обязан сделать это для своего будущего преемника, и, что еще более важно, Обама все еще в состоянии изменить ситуацию, если только он на это решится.