Лидерство – излюбленная тема для мотивирующих плакатов, книг по саморазвитию и публичных выступлений. В мире бизнеса слагают мифы о великих лидерах и составляют руководства для тех, кто желает стать столь же великим: от располагающей к себе одежды до победы через устрашение, от стремления к совершенству до постижения техники ведения сделок.
Настоящее лидерство – это нечто естественное и не имеющее точного определения, это необходимое качество. Время от времени большинству людей нужен человек, который подскажет направление, подбодрит, поможет пережить трудные времена и поддержит. У некоторых людей это получается лучше, чем у других. Лидеры бывают очень разные. К примеру, сыгранный Стивом Кареллом босс из сериала «Офис» отличается нелепостью поступков и высокомерием («Должны вы меня бояться или любить? Ответ прост: и то, и другое. Я хочу, чтобы людям было страшно от того, как сильно они меня любят»), а для деспота в исполнении Чарли Чаплина в фильме «Великий диктатор» характерна незаметность.
В опасное время (особенно в период войны) требуются сильные лидеры. Уинстона Черчилля не любили ни до, ни после Второй мировой войны, но в течение самой войны он оказался незаменим. Есть случаи, в которых лидер совершает переворот в умах и перестраивает общество (борьба за гражданские права в США, апартеид в странах Южной Африки). Однако силу лидера переоценивают при автократическом и особенно при демократическом режиме. Это утверждает профессор политических наук Оксфордского университета Арчи Браун, ставший автором недавней работы, которая посвящена сегодняшним лидерам и называется «Миф о сильном лидере: современное политическое лидерство».
Браун пишет: «Подлинному лидерству присущи признаки, варьирующиеся в зависимости от времени, места и обстоятельств. Не стоит принимать за лидерство неограниченную власть или высокомерие отдельных людей».
Владимир Путин – сильный лидер. Масса его коллег считают себя такими же: среди них Родриго Дутерте из Филиппин, Си Цзиньпин в КНР, Нарендра Моди в Индии, Реджеп Эрдоган в Турции, Виктор Орбан в Норвегии, а также множество ещё только начинающих политиков. Что их объединяет? Каждый стремится вернуть национальную гордость, пренебрегает политкорректностью и откликается на популярные настроения.
Журналист портала «The Christian Science Monitor» Питер Форд совместно с коллегами изучил последствия 18-летней деятельности Путина. Когда Путин в конце 90-ых годов пришёл к власти, в России процветал беспорядок: империи больше нет, экономика борется за выживание, назревает недовольство. Путину потребовалось время, чтобы возродить национальную гордость и, к большому огорчению соседей России, вернуть стране значение в мире. Дональд Трамп, построивший свою карьеру на легенде о лидерстве, неоднократно восхищался действиями Путина.
Как и в случае с другими лидерами, успех Путина измеряется достижениями сегодняшнего дня и созданным наследием. Без сомнений, Россия вернулась во многих качествах: ключевой игрок в Евразии, влиятельная страна в Среднем Востоке, оплот консерватизма для его почитателей. Однако каждый лидер подвергается испытанию историей. Сильный лидер считает, что сможет в одиночку навести порядок. Отзывчивый лидер помогает людям справиться с наведением порядка.
«Виктор Орбан в Норвегии»
———————————
Автору, да и переводчику, самое место для работы в МИДе или Гос. Департаменте США.
Самородки в мире информатики…