Роль Чёрного моря в российских стратегических расчётах

В одном из последних указов 2015 года от 31 декабря президент России Владимир Путин изложил стратегию национальной безопасности страны. В документе, отражающем ухудшение отношений с Западом после кризиса в Украине, США и их союзникам приписываются намерения доминировать в мире, а НАТО предстаёт главной угрозой безопасности. Указ и Военная доктрина РФ от 25 декабря 2014 года позволяют судить о стратегической обеспокоенности Кремля и его планах. В обоих документах описывается угроза со стороны НАТО, а также снижение влияния Москвы на бывшие республики СССР. Отмечается необходимость восстановить былое величие и лидерство среди стран-соседей, а также предотвратить экспансию НАТО на восток. Для достижения этих целей лидерство России в Черноморском регионе крайне важно, так как в противостоянии с Западом регион предоставляет множество геополитических преимуществ. Чтобы обеспечить лидерство, Россия предпринимает ряд шагов. Во-первых, ослабляется связь НАТО с государствами в регионе, создаются препятствия для развития их отношений, а также, если потребуется, будет применена сила для остановки экспансии альянса. Во-вторых, в регионе Россия наращивает своё военное присутствие, соперничая с НАТО за господство в Чёрном море.

image-3-e1491064413244-672x372

Значение Чёрного моря

Чёрное море имеет особое значение в стратегических расчётах России понескольким причинам. Во-первых, это важный «перекрёсток» в регионе. Доступ к Чёрному морю жизненно необходим прибрежным и соседним государствам и обеспечивает возможность переброски сил на соседние территории. Доминирование в Чёрном море позволит России перебрасывать силы в Восточное Средиземноморье, на север Среднего Востока, в Закавказье и в континентальную Европу. К примеру, корабли Черноморского флота обеспечивали проведение операций в Сирии.

Во-вторых, регион представляет собой важный транзитный коридор для товаров и энергоресурсов. Контроль над портами и морскими путями позволит России перекрывать эти маршруты и склонять страны к сотрудничеству. Москва также может создавать трудности или перекрыть поставку сырья с месторождений бассейна Каспийского моря в Европу. Подобные действия могут поставить под угрозу доставку сырья из таких стран, как Азербайджан и Туркменистан и, что особенно важно, нарушат стремления Евросоюза получать энергоресурсы в обход России.

В-третьих, Чёрное море – ахиллесова пята НАТО на восточном фланге альянса. В регионе очень богато культурное и этническое разнообразие, при этом из-за близкого соседства у стран исторически сложились тесные связи с Россией. Недовольство и этнические противоречия могут быть использованы Москвой в качестве предлога для вмешательства в конфликты соседей и склонения правительства стран на свою сторону. «Переманив» участников НАТО, Москва может ослабить сплочённость альянса и подорвать к нему доверие.

Военное усиление в Черноморском регионе

Россия усиливает военную мощь на Чёрном море. Проводится долгосрочная программа перевооружения с целью обеспечить ограничение и воспрещение доступа и манёвра или создать «защитный купол» над регионом. Принимаются меры для того, чтобы помешать появлению сил противника в регионе и препятствовать его перемещениям. Во время военных операций в боевую готовность приводятся средства поражения наземных целей, а морское и воздушное пространство закрывается. В ходе конфликта подобная стратегия значительно увеличивает риск потерь среди любых сил, пытающихся проникнуть под «защитный купол». Усилиям НАТО могут быть созданы препятствия в виде увеличения цены сотрудничества в регионе, нежелания союзников создать коллективную систему защиты и снижения влияния альянса. Бездействие НАТО поднимет престиж России, демонстрируя её способность соперничать с Западом.

В Черноморском регионе Крым станет главной платформой для создания «защитного купола». На полуострове размещаются такие системы, как противокорабельный ракетный комплекс «Бастион-П», оснащённый ракетами П-800 «Оникс», зенитно-ракетная система С-300В4 и С-400 «Триумф». Программа обновления подразумевает переоборудование старых советских бункеров, модернизацию радиолокационных систем и установку новейшего электронного оборудования. Как и в случае с российскими системами в Армении, Краснодаре и Латакии, «защитный купол» покрывает большую часть территорий региона и  Чёрного моря, а также части Грузии, Турции и Украины.

Столкновение с трудностями

Несмотря на агрессивные меры, принятые Россией, её доминирование в Черноморском регионе сталкивается с трудностями. К примеру, Турция предоставляет России доступ из Чёрного моря в Средиземноморье, но долгосрочность этого сотрудничества не гарантирована. Противоречия создаёт сирийский конфликт: Россия поддерживает режим Асада, а Турция выступает против него. Инцидент со сбитым российским истребителем обозначил ненадёжность отношений. В случае обострения Москве следует убедиться, что Турция останется нейтральной и позволит России осуществлять снабжение войск в Средиземноморье. Если путь будет перекрыт, российские войска окажутся в опасности. Будучи второй по военной силе страной региона, Турция сможет представлять угрозу для оказавшихся в изоляции российских войск. Поражение скажется на авторитете России и её статусе военной державы. Поэтому Москве следует сотрудничать с Анкарой, укреплять двусторонние связи и найти компромисс.

Ещё одним беспокойным соседом России является Румыния. Хотя военные возможности этой страны не столь опасны, её стремление способствовать присутствию НАТО в Черноморском регионе расходятся с долгосрочными планами Москвы. Между Россией и Румынией существует несколько неразрешённых споров: запутанная судьба отправленных в Россию румынских сокровищ во время Второй мировой и отказ России денонсировать пакт Молотова-Риббентропа. Этим частично объясняется вступление Румынии в НАТО и её настороженное отношение к намерениям России. Чтобы «обезвредить» Румынию Россия может поддержать паннационалистические идеи и концепт «Великой Румынии». Это приведёт к спору Румынии с соседними Украиной и Молдавией. Россия также может подливать масло в огонь, организуя демонстрации, саботаж и поддерживая сепаратизм. Также Россия может препятствовать использованию румынских природных ресурсов в Чёрном море, объявив о претензиях на территории вблизи Крыма. Эти меры могут подтолкнуть Румынию к сотрудничеству с Россией или как минимум предотвратить сближение страны с НАТО.

Создание «защитного купола» Россией в Чёрном море также осложнено трудностями. Модернизация армии требует больших затрат. Государственные доходы упали из-за снижения цен на нефть и санкций. К тому же, российское кораблестроение страдает из-за прекращения поставок двигателей с Украины по причине аннексирования Крыма. Поэтому полное осуществление модернизации сомнительно. «Защитный купол» — экономичная мера по противодействию НАТО на море. Если Россия не в полной мере осуществит задуманное, эффективность «купола» окажется под вопросом.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий