Сорок пять лет назад, в феврале, Ричард Никсон (37-й президент США) вернулся из поездки в Китай. Поездки, шокирующей весь мир и заставившей нервничать Советский Союз, который ждал визита Никсона несколькими месяцами ранее.
Советские руководители задались вопросом, не являются ли они свидетелями рождения американо-китайского союза, которого они боялись с момента советско-китайского раскола в начале 1960-х.
В то время, как Вашингтон и СМИ болезненно реагируют на любое нарушение со стороны Москвы, а Трамп неоднократно спрашивает: «Разве не было бы здорово, если бы мы поладили с Россией?», американские политики сталкиваются с тем же выбором между Россией и Китаем, причём на этот раз ставки могут оказаться ещё выше.
История постоянной напряжённости в отношениях между Россией и Китаем предполагает два варианта развития событий: США помирятся с Россией, чтобы противостоять мощному Китаю, или же США заключат союз с Китаем, чтобы защищать мировой порядок от его самого главного антагониста – России.
США должны понять, что они больше не могут противостоять России и Китаю одновременно. Хотя это направление и кажется заманчивым, принимая во внимание исторические стремления внешней политики США к защите территориального суверенитета, соблюдению прав человека и обеспечению основы для свободной торговли, США уже не справляются с этой задачей.
По меньшей мере, это потребует решительных действий США в Сирии, военной помощи Киеву, наращивание сил НАТО в Восточной Европе и более конфронтационной политики в Южном и Восточно-Китайском морях. Это, в свою очередь, приведёт к перенапряжению американских вооружённых сил, которые уже столкнулась с нехваткой людей. Военные расходы станут бременем для американцев, которые, по-видимому, больше не хотят их нести.
США только начали подводить итоги наследия Барака Обамы во внешней политике, но он несомненно сделал больше для осложнения ситуации, чем Трамп. Когда российский, иранский и турецкий министры иностранных дел встретились в Москве в последние недели президентского срока Обамы, чтобы решить проблему сирийского кризиса самостоятельно, без приглашения США, они тем самым сделали заявление: без нации, которая объявила себя однажды «незаменимой», теперь вполне можно обойтись. Это было немыслимо для США таким наглым образом оказаться не у дел в решении международного кризиса.
Трудно выделить факторы, которые привели США к этой ситуации. Может быть, это просто закономерный результат американского упадка? Или результат политики президента, который стремился «руководить, оставаясь в тени», и чья внешняя политика основывалась на принципе «лучше ничего не делать, чем делать плохо»? Или Барак Обама пришёл к выводу, что он управляет страной, уже истощённой войнами в Ираке и Афганистане и не желающей больше взваливать на свои плечи бремя защиты стран «свободного мира»? В любом случае Трамп унаследовал страну, которая больше не может, как раньше, играть ведущую роль в мировых делах.
Что же делать США в таком случае? Если они не могут противостоять России и Китаю, то придётся пойти на компромисс с кем-нибудь из них.
Подружиться с Россией?
Китай уже нанёс больше ущерба американским интересам, чем Россия. Он становится всё более мощным и напористым. Усилия Китая выбить США из Восточной Азии, а также препятствия, с которыми сталкиваются американские интересы, приведут к полному спектру проблем для США.
По сравнению с Китаем Россия доставляет США всего лишь небольшие неприятности. Россия не может сделать Восточную Европу или Ближний Восток своими сферами влияния. Также Россия уступает Китаю в экономическом влиянии в Центральной Азии.
В таком случае Владимир Путин не будет казаться злым диктатором, стремящимся нанести вред Западу, а просто прагматиком с реалистичным взглядом на положение России в мире, который с самого начала надеялся сотрудничать с западными лидерами.
Путинская Россия, таким образом, будет представлять собой не смертельную угрозу для мирового порядка, а скорее упущенную возможность, которая еще может быть спасена.
Или выбрать Китай?
Возможен и вариант заключения союза с Китаем против России.
Этот подход имеет смысл, если верить в то, что Путин был прагматиком только временно, но теперь, увидев, насколько слабы его противники, он нацелился выше. Пятнадцать лет назад Путин, возможно, и не предполагал, что может расколоть НАТО или ЕС, но теперь это кажется возможным, и ничто не остановит его от возможности реализовать самые смелые мечты своих советских предшественников и упиваться последующим хаосом.
Хаос – это то, чего меньше всего хочет Пекин. Китай развивается в мире, порядок в котором существенно подкреплен американской военной мощью. Чтобы Китай захотел разрушить этот порядок, ему придётся представить, что он может играть эту роль вместо США. Китайские лидеры слишком здравомыслящи для такого гамбита, и они не видят повода для спешки.
Китайский лидер Си Цзиньпин в любом случае озабочен тем, чтобы коммунистическая партия правила бесконечно. Что может угрожать этому больше, чем мир, полный хаоса?
И вообще, США ли делают этот выбор?
С Россией против Китая? С Китаем против России?
Сам факт того, что США не могут больше поддерживать мировой порядок, является для них тяжёлой для восприятия реальностью, и одно только рассмотрение этой возможности поднимает множество трудных вопросов.
Можно ли убедить Россию вступить в союз с США против Китая, или Китай – против России? Что США придётся предложить каждой стороне? Чем это обернётся союзникам США, в особенности в Европе и Восточной Азии? Последний вопрос не столь уж и неразрешим, как может показаться, потому что они уже давно предвидели такой сценарий. Но если США больше не могут и не хотят играть прежнюю роль, то им необходимо принимать во внимание последствия.
У России есть союзники которых она не променяет ни на США ни на Китай.