Сенат США намерен ввести новые жесткие санкции против России, однако ключевые союзники Америки в ярости, и вот почему

gty_state_of_union_jc_160930_12x5_1600

На позапрошлой неделе американский Сенат проголосовал за расширение санкций против России 97 голосами против двух. Это стало яркой демонстрацией двухпартийного единства и обеспокоенности в связи с предполагаемым вмешательством России в президентские выборы 2016 года. Палата представителей решила передать законопроект в комитет по иностранным делам, якобы по процедурным, а не по политическим причинам. Этот временно затормозило окончательное принятие закона. Однако, американские союзники в Европе резко отреагировали на законодательный акт, затрагивающий интересы европейских компаний в энергетическом и других секторах.

К чему приведет законопроект? Он предусматривает мощный комплект новых мер к прежним санкциям, введенным соединенными Штатами при поддержке Европы в 2014 году, после присоединения Крыма к России и российской деятельности в Восточной Украине. Лидеры Европейского Союза в Германии, Австрии и других странах встретили этот законопроект с насмешкой. Представитель федерального канцлера Германии Ангелы Меркель Штефан Зайберт назвал решение Сената «мягко говоря, нелепым», повторив оценку, выраженную ранее министром иностранных дел Германии Зигмаром Габриэлем.

Есть три причины, по которым Европа скептически восприняла законопроект Сената США: разочарование, связанное с тем, что Соединенные Штаты отказываются от сотрудничества и предпочитают принимать односторонние решения, недовольство последствиями санкций для европейских компаний и различие взглядов на будущее европейской энергетической безопасности между самой Европой и США.

Проще говоря, европейцев пугает, что Америка исключает их из процесса принятия решений. Санкции против России действуют с 2014 года. Они были обусловлены аннексией Крыма и действиями России на востоке Украины, а не ее вмешательством в иностранные выборы, из-за которого должны теперь страдать и европейцы. Потребность в первых санкциях была результатом американо-европейского консенсуса. Как отметили австрийский канцлер Кристиан Керн и глава германского МИД Зигмар Габриэль, с тех пор как санкции были введены, существует трансатлантический консенсус в отношении их необходимости. Действительно, на прошлой неделе Евросоюз проголосовал за то, чтобы продлить свои санкции против Москвы, будто Европа хотела этим подчеркнуть, что ее оппозиция по отношению к новым предлагаемым американским санкциям не означает, что она смягчает свою позицию в отношении России.

Однако, когда сенат принял законопроект, возобновляющий санкции, он изменил их обоснование, понизив роль Украины и подчеркнув вмешательство России в американские выборы. Это означает, что законопроект можно рассматривать как отход от прежней приверженности США первоначальной цели санкций – заставить Россию дорого заплатить за вторжение и дестабилизацию обстановки на Украине. Таким образом, этот законопроект может затруднить постоянное оказание давления на Москву с целью заставить ее соблюдать мирное соглашение, и повредить мирному процессу в целом.

Одностороннее решение американских законодателей о возмездии России может иметь неприятные последствия. Они обоснованно обеспокоены богатым арсеналом средств, которые Россия применяет для того, чтобы испортить отношения между Соединенными Штатами и их атлантическими союзниками. Но может случиться так, что недавние действия США окажутся в этом смысле гораздо более «эффективными», вызвав дальнейший рост разногласий с Европой.

Соединенные Штаты фактически угрожают наказанием европейским компаниям без согласия самой Европы.  Европейцам не нравится законопроект Сената еще и потому, что он приведет к осложнению положения европейских компаний, стремящихся вести бизнес с Россией. Он действует эстратерриториально, вводя ограничения для иностранных компаний, и в то же время явно играя на руку американским экспортерам энергоресурсов.

Упомянутый законопроект предусматривает меры против компаний, которые поддерживают «российские экспортные трубопроводы». Это может создать проблемы для таких компаний как Shell, Engie и OMV, которые поддержали проект Москвы по прокладке газопровода «Северный поток-2», имеющий целью доставку дополнительных объемов российского природного газа в Западную Европу. Вашингтон давно обеспокоен тем, что «Северный поток-2» сделает Европейский Союз слишком зависимым от российских поставок энергоносителей, и некоторые европейские страны также встревожены этим. Однако, европейцы считают, что это прежде всего их собственная проблема, а не Вашингтона.

В законопроекте Сената прямо говорится о том, что для США экспорт энергоносителей должен стать приоритетом, поскольку это связано с созданием рабочих мест и укреплением внешнеполитических позиций Соединенных Штатов. Европейские лидеры совершенно не против того, что Америка развивает свою экспортную индустрию сжиженного природного газа  (СПГ), но они возмущены тем, что это происходит под прикрытием режима санкций.

Между Соединенными Штатами и Европой имеются фундаментальные разногласия по поводу энергетической безопасности в Европе. Поскольку американцы все еще обеспокоены европейской зависимостью от поставок российского газа, они считают, что ослабление газового сотрудничества между Россией и Европейским Союзом является главным преимуществом введения новых санкций.

Нет ничего удивительного в том, что европейцы не согласны с этим, и никогда не были согласны, с тех пор как Советский Союз начал экспортировать газ в Европу во второй половине двадцатого века. Там, где Соединенные Штаты видят угрозу, Европа видит дешевые и надежные поставки энергоресурсов. Европейцы также обоснованно полагают, что Россия в большей степени зависит от Европы как от потребителя энергии, чем Европа зависит от России как от поставщика. Россия действительно поставляет природный газ в другие страны, такие как Китай, но по гораздо более низким ценам. Именно европейский рынок поддерживает на плаву российскую газовую индустрию.

Американцы неправильно понимают ситуацию. Так, например, сенаторы-республиканцы Джон Маккейн из Аризоны и Джон Ховен из Северной Дакоты в 2014 году опубликовали комментарий в Wall Street Journal, где они призывали США использовать свой потенциал экспорта СПГ для «освобождения наших союзников от мертвой хватки России на рынке природного газа». Однако, проблема в том, что европейцы не особенно хотят этого освобождения. Российский газ намного дешевле, чем американский СПГ и может стать еще дешевле, чтобы подорвать интересы США, если Америка выйдет на европейский рынок. Американские экспортеры сжиженного газа в любом случае ставят собственные прибыли выше стратегических преимуществ Америки, и, вероятно, предпочтут более прибыльные рынки, чем европейский, например, рынок Японии.

Наконец, российские поставки, скорее всего, будут более надежными, чем экспорт США, поскольку они осуществляются по стабильным и предсказуемым долгосрочным контрактам, в то время как производственные мощности в Америке то растут, то сокращаются, в зависимости от удорожания и удешевления добычи нетрадиционных углеводородов. До тех пор, пока американские экспортеры не смогут поставлять газ по более низким ценам, чем Россия, а также обеспечить такую же надежность поставок, маловероятно, что они добьются большого успеха на рынках Европейского  Союза.

Все это позволяет заключить, что американские стратеги не понимают, что на самом деле важно для европейских энергетических рынков, и, вероятно, вызовут еще большие потрясения в Брюсселе, в результате введения новых санкций. Таким образом, если Россия действительно хочет добиться ухудшения отношений между США и Евросоюзом, ей сегодня лучше всего просто отступить на некоторое время и ничего не предпринимать.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Сенат США намерен ввести новые жесткие санкции против России, однако ключевые союзники Америки в ярости, и вот почему”

Добавить комментарий