«Новый подход» к России премьера Японии Абэ обернулся провалом

Подпись к изображению: Представители правительства Японии и предприниматели поднимаются на борт корабля, чтобы посетить находящиеся под контролем России Южные Курилы и оценить возможность организации совместной японо-российской экономической деятельности.

Подпись к изображению: Представители правительства Японии и предприниматели поднимаются на борт корабля, чтобы посетить находящиеся под контролем России Южные Курилы и оценить возможность организации совместной японо-российской экономической деятельности.

Япония 27 июня отправила группу чиновников и предпринимателей на находящиеся под контролем России Южные Курилы. Этими островами, расположенными вблизи Хоккайдо, Москва управляет со времён окончания Второй мировой войны, но Япония продолжает считать их своими «северными территориями». Цель визита – предварительная оценка перспектив японо-российской экономической деятельности на островах.

По словам министра иностранных дел Японии Фумио Кисиды, это являет собой «без сомнения, большой шаг по направлению к разрешению территориального спора и к заключению мирного договора». Также поездка отражает «новый подход» к России премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Согласно вызвавшей множество споров политике сближения, которая была представлена в мае 2016 года, Японии необходимо использовать экономическое сотрудничество и частые встречи на высшем уровне для создания более позитивной динамики двусторонних отношений. Токио надеется, что эта стратегия в итоге приведёт к территориальным уступкам России. Ситуация недавно значительно изменилась, но в действительности подобные шаги свидетельствуют о провале «нового подхода» Абэ.

План по организации совместной экономической деятельности на спорных островах, предположительно, был главным результатом, достигнутым в ходе долгожданного визита Владимира Путина в Японию в декабре 2016 года. В частности, план называли прорывом на тех основаниях, что создание совместных проектов будет происходить в рамках специальной правовой среды, а не под контролем российского законодательства. Это позволит японцам пребывать и работать на островах, не прибегая к негласному признанию российского главенства. Многие японцы восприняли это как знак, указывающий на желание России достичь компромисса в территориальном споре, что могло бы привести к передаче территории или к созданию некой формы совместного владения.

По сути, эта совместная экономическая деятельность вряд ли будет когда-либо организована. Прежде всего, оценивающий визит изначально должен был состояться в конце мая, но российские власти отложили его дату. Лишь после того, как 30 мая Абэ отправил своего специального советника Эйчи Хасегаву на Сахалин, они перенесли визит на июнь. Походило на то, что российская сторона тянет время. Среди прочих препятствий – недавнее обнаружение российского научного судна в исключительной экономической зоне Японии и конфискация российской таможней учебных материалов по японскому языку, которые преподаватели-японцы привезли на спорные острова. Долгожданный чартерный рейс, который 18 июня должен был доставить на острова японцев, ранее живших на Южных Курилах, был отменён из-за сильного тумана и отложен.

Также действительного развития в создании необходимой для совместной экономической деятельности специальной правовой среды не происходит. Это серьёзная проблема, так как должно определить, в каком суде будут рассматриваться коммерческие споры, и какая организация займётся сбором налогов. Некоторые наблюдатели в России обеспокоены тем, что существование подобной системы подразумевает экстратерриториальность и может не соответствовать Конституции России. Губернатор Сахалинской области, в чьём ведении находятся острова, заявил 26 июня, что Россия намерена создать специальную экономическую зону на островах, основываясь на «общих международных правилах». Но его предложения туманны, и, в общем плане, российское Министерство иностранных дел откладывает обсуждение правовых вопросов до тех пор, пока не будут утверждены отдельные проекты. В связи с этим серьёзность намерений ставится под сомнение.

Знаменательный сдвиг, тем не менее, заключается в том, что с начала июня российское руководство прямо рассматривает территориальную проблему как проблему безопасности. А точнее, 1 июня Путин подчеркнул важное стратегическое значение островов и выразил опасения по поводу того, что любая передача территории под контроль Японии потенциально может привести к появлению на Южных Курилах военных баз или элементов ПРО, а это для России абсолютно неприемлемо.

Демонстрируя, что эти слова не были единичным замечанием, посольство России в Японии 15 июня провело в Токио беспрецедентный брифинг, посвящённый вопросам безопасности, в ходе которого предостерегло Японию от участия в расширении американских противоракетных систем. В тот же день Путин рассказал журналистам, что совместная с Японией деятельность на островах, в принципе, возможна, но проблемы остаются. Он упомянул, что решение проблемы отягощено вопросами обеспечения безопасности в регионе, обязательствами Японии перед её союзниками. По словам Путина, окончательное решение будет принято в зависимости от хода работы над совместными проектами, а в данный момент говорить об этом ещё рано.

В связи с этим стратегия России понятна. Столкнувшись с японским лидером, который сделал разрешение территориального спора с Россией одним из приоритетных направлений внешней политики Японии, Москва намерена воспользоваться ситуацией и извлечь из неё максимально возможную выгоду. Определённо, Россия будет добиваться увеличения объёмов инвестиций со стороны Японии. Россия, сейчас это стало очевидно, также использует территориальный спор для популяризации идеи о том, что альянс с США вредит национальным интересам Японии.

По-видимому, российская сторона осознаёт, что не способна заставить Японию прекратить сотрудничество с США, но не упускает случая создать любые спорные моменты. В частности, Япония – ключевой партнёр США по противоракетной обороне. Япония рассматривает вариант приобретения американской наземной противоракетной системы Aegis Ashore или противоракетных комплексов THAAD с целью расширить свои нынешние возможности. Более того, Япония и США совместно разработали перехватчик баллистических ракет Standard Missile-3 Block IIA, установка которого в Польше запланирована на 2018 год. Россия обеспокоена тем, что эти системы угрожают её собственным ядерным средствам устрашения, поэтому активно стремится предостеречь Японию от более глубокой вовлечённости.

В целом, вместо искренних попыток пойти на территориальные уступки, Москва использует возможную в будущем территориальную сделку, чтобы вынудить Японию отказаться от сотрудничества с США. К этой тактике Москва уже прибегала. А именно, Советско-японская декларация 1956 года предполагала передачу Советским союзом двух маленьких спорных островов в распоряжение Японии после заключения мирного договора. Этим действием Москва стремилась убедить Японию не подписывать обновлённый договор безопасности с США. Когда Токио проигнорировал это давление и подписал Японо-американский договор безопасности 1960 года, СССР отозвал своё предложение передачи двух островов. Оно вновь вступило в силу лишь во время президентства Путина.

Одним словом, вместо настоящего прорыва в территориальном споре «новый подход» Абэ просто предоставил России возможность влиять на Японию в вопросах безопасности.

Джеймс Браун, профессор политологии токийского отделения Темпльского университета, специалист по российско-японским отношениям


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (2 голосов, среднее: 3,00 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



  1. Владимир:

    Не о какой передаче островов не может быть речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *