Самые этически сомнительные психологические эксперименты

Перевод kseniia

На прошлой неделе рассказывалось о французском игровом шоу, в котором участники были уверены, что поражают своих соперников электрошоком, что представляло угрозу для жизни.

В основе трюка лежал эксперимент Стэнли Милгрэма, очень спорный тест, проведенный на обычных людях, которые согласились принять участие в сумасшедшем психологическом исследовании 60х годов.

Увы, этот эксперимент был не единственным за последние годы, который ставил под сомнения вопросы морали. Оказалось, в 50-70х годах психологам всё сходило с рук.

Итак, мы представляем список самых странных и подлых, с точки зрения этики, экспериментов, которые когда-либо проводились.

6. Эксперимент Стэнли Милгрэма (1961)

Стэнли Милгрэм, социальный психолог Йельского университета, хотел протестировать повиновение авторитету. Он провёл опыт с «учителями», которые в действительности были реальные участники эксперимента, и «учениками», которыми являлись актеры. Они находились в разных комнатах.

Учитель читал вопросы, предлагая четыре варианта ответа. Если ученик ошибался, учитель наказывал ученика ударом тока, и с каждым неправильным ответом напряжение увеличивалось. На самом же деле, никто не получал разряда током. Каждый раз, когда учитель давал разряд, включалась кассета с записью криков. Когда разряд становился сильнее, актер начинал биться о стену и просил учителя остановиться. В конце концов, крики и удары стихали и наступала тишина.

Если же в процессе подопытный выражал желание остановить эксперимент, экспериментатор говорил ему (в командном порядке): «Пожалуйста, продолжайте», «Опыт должен продолжаться», «Очень важно, что бы вы не останавливались». Четвертое требование звучало: «У вас нет выбора, вы должны продолжать». Если после всех четырех приказов учитель всё еще желал прекратить эксперимент, его прекращали.

Всего лишь 14 из 40 учителей настояли не прекращении опыта после приказов экспериментатора (и до того, как разряд достиг силы в 450 вольт). Более подробно об эксперименте, его целях и выводах можно прочитать здесь. (прим. mixednews.ru)

5. Тюремный эксперимент в Стэнфорде (1971)


Это исследование было проведено с целью выявить, как роли определяют поведение. Группа из двадцати четырех мужчин, психически и эмоционально стабильных, произвольно была разделена на охранников и заключённых. Охранники должны были соблюдать одно условие – никакого рукоприкладства. У них также была возможность управлять тюрьмой на их усмотрение.

В первый день эксперимента в дом арестантов вторглась полиция, им выдвинули обвинение в совершении ограбления, зачитали права, сняли отпечатки пальцев и сделали фотоснимки. Заключённых подвергли личному досмотру и отвели в подвал здания Стэнфорд, где находилась имитация тюрьмы.

Охранники вели себя грубо, унижая и угнетая заключенных. Ко второму дню арестанты начали бунтовать, и требовали выпустить их на свободу. Психолог (который играл роль надзирателя) и его коллеги также поддались влиянию эксперимента.

На шестой день Кристина Маслач, действующий доктор философии в Стэнфорде, провела опрос охранников и заключенных. Она была поражена тем, что увидела и потребовала прекратить эксперимент. По мотивам этого эксперимента был поставлен фильм «Эксперимент». (прим. mixednews.ru)

4. Опыты монстров


Этим опытом руководил  специалист по речевой деятельности Венделл Джонсон совместно с выпускницей университета Мари Тюдор Якобс в 1939 году. Джонсон предполагал, что заикание это привычка, приобретенная в результате внешних факторов, таких,  как частая критика детей со стороны их родителей даже за малейший речевой дефект.

Для эксперимента отобрали 22 ребёнка-сироты без каких либо речевых недостатков. Целью Венделля было вызвать этот недостаток у детей. Одну группу сирот хвалили за их правильную речь, в то время как достоинства детей во второй группе занижались, их дразнили и называли заиками. К концу эксперимента, никто из подопытных второй группы не стал заикаться, но опыт стал причиной заниженного чувства самоуважения и нанёс им неисправимый урон.

3. Яма отчаяния


Звучит не очень хорошо, не так ли? Доктор Гарри Харлоу взял группу макак-резус младенческого возраста, которые уже привязались к своим матерям, и поместил их в чистую вертикальную стальную камеру в одиночестве без возможности контакта, чтобы разорвать эту связь.

Они провели в этой камере около года. Многие обезьяны вышли из этой камеры с расстроенной психикой, так и не выздоровев в последствии. Двое заморили себя до смерти голодом. Харлоу пришел к заключению, что даже счастливое и здоровое детство не послужило защитой перед депрессией. Некоторые верят, что движение по освобождению животных в США родилось в результате безумного эксперимента над людьми Харлоу.

К вашему сведению, «Яма отчаяния» это термин, который Харлоу использовал для своей вертикальной камеры. У него также было устройство под названием «Стойка для насилия». Что скажешь, наука!

2. Маленький Альберт и белая крыса.


Джон Уотсон был психологом, который хотел проверить идею того, был ли страх врождённой или обусловленной реакцией. «Маленький Альберт» — это имя было дано девятимесячному младенцу сироте, которого Уотсон забрал из больницы, показывали белую крысу и массу других вещей, но ничего не объяснял и не рассказывал. Альберту позволяли играть с крысой и он не проявлял каких-либо признаков страха. С целью привить страх, Уотсон издавал громкий звук за спиной Альберта, ударяя молотком подвешенную железную банку каждый раз, когда малыш касался грызуна.

Излишне говорить, что бедный Альберт начинал плакать, когда слышал этот звук. После того, как это было проделано несколько раз, Альберт становился очень угнётенным при появлении крысы.

Бедный малыш стал проявлять признаки страха при виде чего-либо пушистого или белого. Самой печальной частью этого эксперимента является то, что Маленького Альберта не излечили от страха. Он покинул больницу до того, как Уотсон смог вернуть малыша к его первоначальному состоянию.

1. Дэвид Реймер


В 1965 году в Канаде на свет появился мальчик. В возрасте 8 месяцев, во время обрезания его пенис был нечаянно сожжен. Родители посетили психолога Джона Мани, который высказал предложение о том, чтобы они поменяли пол ребенка. Родители согласились, не подозревая, что истинным намерением доктора было доказать, что именно воспитание, а не природа определяет половую принадлежность.

У Дэвида, теперь Бренды, была искусственная вагина и он получал гормональные добавки. Мани объявил этот опыт удачным, не посчитав нужным сообщить о негативных последствиях операции Бренды. Она вела себя так, как вёл бы себя парень и испытывала противоречивые и смешанные чувства по поводу ряда тем и вопросов.

Это вызвало удручающий страх среди членов семьи. У матери Бренды проявлялись суицидные наклонности, отец был алкоголиком, а её брат страдал ужасной депрессией. В конце концов родители Бренды рассказали ей правду по поводу ее настоящего пола, когда ей было 14 лет. Бренда вновь решила стать Дэвидом, перестала принимать эстроген и восстановила пенис.

Мани не предоставил последующего отчёта после настойчивого утверждения, что эксперимент удался, опуская многие детали об очевидной борьбе Дэвида с половой принадлежностью. В возрасте 38 лет Дэвид покончил с собой.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (2 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *