Российские интерактивные сервисы заказа такси набирают обороты

Когда в канун нового 2012 года Арсен Томский организовывал я Якутске кампанию по борьбе с фирмами такси, которые повысили стоимость поездки до 150 процентов. там стоял 45-градусный мороз.

Его замысел был прост: пусть пассажиры сами назначают стоимость услуги и торгуются с водителем, что позволит последним обойти конкурентов. Прошло шесть лет, и компания InDriver, которую возглавляет Томский, сегодня занимает пятое место среди крупнейших сервисов приложений такси в России. Это значит, что местные фирмы твёрдо стоят на ногах, хотя Uber и был вынужден уступить долю в своём российском бизнесе.

ScreenHunter_924 Dec. 04 17.04

«Для нас всё началось с выступления против диктата, вынуждающего всех платить 150 процентов, – рассказывает Томский. – Теперь мы боремся с этим повсеместно, и величина компании – будь это «Яндекс» или Uber – не играет роли».

Но как и Uber, компания InDriver столкнулась с проблемой: «Яндекс» обладает огромным влиянием на рынке такси. Компания Uber решила объединиться с Яндексом и продала свои подразделения, на развитие которых потратила 170 миллионов долларов, ради миноритарного пакета акций в совместном предприятии.

Но Томский полагает, что в объединяющемся секторе хватит места для новых игроков, так как совместное предприятие «Яндекс» и Uber, запуск которого планируется в следующем году, будет контролировать лишь 10-12 процентов рынка такси.

«Благодаря своим размерам и сервисам навигации “Яндекс” уже выбился в лидеры, а в будущем продолжит рост. Судьба игроков поменьше зависит от их масштабов и способности предлагать свои услуги», – говорит аналитик BCS Global Prime Митч Митчелл.

Большинство россиян всё ещё предпочитает заказывать такси по телефону. Этим летом агрегаторы такси «Сатурн» и RuTaxi объединились под брендом Fasten. Компания Fasten – это крупнейшая на сегодня фирма такси в России. В прошлом месяце стало известно, что сотрудники Федеральной антимонопольной службы изучают сделку на предмет нарушений.

Управляющий партнёр в UFG Private Equity (эта компания – крупнейший акционер Fasten) Артур Акопян заявил, что в октябре водители Fasten выполнили 35 миллионов поездок в 120 городах. С Fasten в России сотрудничает 300 000 водителей, в то время как у совместного предприятия «Яндекс» и Uber есть лишь 280 000 водителей в 8 странах.

По словам Акопьяна, компания Fasten получает 70 процентов заказов по телефону.

Стараясь закрепиться в сегменте приложений, Fasten копирует бизнес-модель «Яндекса».

Прежде чем объединиться с Uber, «Яндекс» одержал победу над американским конкурентом в ценовой войне, пользуясь репутацией лучшего в России поисковика и наличием собственной системы навигации. Хотя в прошлом квартале количество поездок, совершённых с помощью сервиса «Яндекс.Такси», составило 360 процентов относительно прошлого года, а размер прибыли практически удвоился (1,2 миллиарда рублей), за этот же период компания понесла убытки в 3,17 миллиарда рублей без учёта налогов, потери стоимости и амортизации.

Компания Fasten начала тратить по 1 миллиону долларов в год на субсидируемые поездки, при этом в третьем квартале её прибыль составила 1,7 миллиарда рублей.

«Возможно, в борьбе за долю на рынке нам придётся пару лет поработать себе в убыток», – сообщил Акопян. Но он ожидает, что цены поднимутся. «Комиссия неадекватна. Водители в регионах не могут свести концы с концами», – отмечает Акопьян.

Планируя бороться за пассажиров, компания Fasten ведёт переговоры о финансировании с крупнейшим конкурентом «Яндекса» – с технологической компанией Mail.ru. Сообщается, что Fasten предлагает Mail.ru стать владельцем 10-20 процентов акций.

«Компании Fasten необходимы дистрибьюторы», – заявил Митчелл, упомянув, что мобильной платформе по доставке еды Delivery Club удалось взять под контроль 90 процентов рынка после того, как её приобрела Mail.ru.

Но Томский продолжает полагать, что у маленьких компаний есть будущее. Развивая InDriver, он отказался от предложений инвесторов. Некоторые источники утверждают, что Томский отклонил предложение Mail.ru.

На сегодняшний момент на доработку приложения он потратил 5 миллионов долларов из своих денег, которые ему удалось накопить при создании крупнейшей интернет-компании в Якутии. По сравнению с затратами конкурентов, это не столь огромная сумма – «Яндекс» за один месяц на оплату убыточных поездок тратит больше. Однако у приложения InDriver 7 миллионов скачиваний, с его помощью ежедневно совершается 200 000 поездок.

По словам Томского, главное – минимизировать затраты. Большая часть 160 сотрудников InDriver проживает в Якутске, где стоимость жизни гораздо ниже, чем в Москве. В отличие от «Яндекс» и Fasten, которые играют роль агрегаторов для отдельных компаний такси, InDriver работает только с водителями, а проверкой данных занимаются якутские сотрудники.

Томский говорит, что готов к трудностям. Его закалила работа, например, в селе Чурапча в 200 километрах от Якутска с населением в 10 000 человек. В условиях плохих дорог, некачественного интернета и отсутствия спутниковой навигации количество поездок, совершённых с помощью InDriver, в Чурапче достигало 2000 в день. «Я словно японский ниндзя, а остальные сидят без дела, попивая смузи», – сказал Томский.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий