Россия сделала ещё один шаг на пути к обретению статуса крупнейшего в мире экспортёра газа, создав за Северным полярным кругом проект стоимостью в 27 миллиардов долларов.
Расположенное в устье Оби предприятие по производству сжиженного природного газа (СПГ) заработало во вторник, а к концу недели будет отправлена первая партия СПГ.
Благодаря проекту «Ямал СПГ» компания НОВАТЭК из крупнейшего российского поставщика СПГ превратилась в основного игрока на мировом рынке СПГ, который способен ежегодно экспортировать 16,5 миллионов тонн газа.
Используя танкеры ледокольного класса в Арктике, НОВАТЭК планирует в два раза сократить время поставки газа в Китай, в котором в последние двадцать наблюдается устойчивый спрос на газ.
Компании Royal Dutch Shell, Exxon Mobil и Chevron желают бороться за долю на рынке СПГ, который развивается по мере того, как страны отказываются от угля.
Председатель правления НОВАТЭК Леонид Михельсон заявил, что достижения открывают новую страницу в истории компании.
Однако Владимир Путин считает «Ямал СПГ» частью стратегии, в рамках которой Россия увеличивает влияние на мировом энергетическом рынке на фоне сложных отношений с Западом.
Ранее в этом году Путин уверил руководителей проекта «Ямал СПГ» в том, что Россия вне всяких сомнений не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа.
Летом Путин вновь упомянул о главенстве России, заявив, что производство и транспортировка российского газа обходится дешевле, чем в случае с американским. Он добавил, что выступает за «здоровую конкуренцию» с Америкой на европейском рынке.
На долю российского газа приходится треть европейского рынка, но Кремль стремится на Восток, укрепляя связь с Китаем, где спрос на газ должен взлететь.
Частная компания НОВАТЭК во многом рассчитывает на финансирование со стороны российского правительства и Китая, планируя вопреки санкциям завершить постройку предприятий вовремя.
Компании НОВАТЭК владеет 50 процентами акций «Ямал СПГ», в то время как китайской корпорации CNPC и французской компании Total принадлежит по 20 процентов. Оставшимися 10 процентами распоряжается Фонд Шёлкового пути.
«В развитии проекта приняли участие многие подрядчики и поставщики из России и других стран. Огромную поддержку проекту оказало российское правительство», – отметил Михельсон.
Аналитик Wood Mackenzie Сэмюэл Люссак сообщает, что запуск проекта прошёл вовремя, а дополнительные средства не понадобились, и для сферы СПГ это редкость, так как часто запуск предприятий связан с задержками и непредвиденными тратами.
Но Люссак добавил, что проекту предстоит доказать свою эффективность в сложных арктических условиях.
«Достижение можно назвать выдающимся, но всё же существуют риски, связанные с производительностью “Ямал СПГ” и с транспортировкой. К тому же, активное развитие Северного морского пути началось относительно недавно, а целесообразность его превращения в главный маршрут доставки вызывает вопросы», – заявил Люссак.