Трехсторонняя встреча в формате РИК: Индия и Россия должны устранить все взаимные разногласия

Пятнадцатая трехсторонняя встреча министров иностранных дел стран евразийского стратегического треугольника – России, Индии и Китая (РИК), первоначально запланированная на апрель, состоится на восемь месяцев позже из-за длительных напряженных переговоров, вызванных непримиримым возмущением Китая. Во-первых, Пекин выражал протест против визита Далай-ламы в индийский штат Аруначал-Предеш в апреле, а во-вторых – это связано с противостоянием между китайскими и индийскими вооруженными силами на пограничном плато Докалам.

26dfe6ce442111bc87447bf3b71b6c8c

Это будет первый визит в Нью-Дели высокопоставленного китайского чиновника после девятнадцатого съезда КПК, в ходе которого президент Китая Си Цзиньпин еще более укрепил свою позицию внутри страны, заручившись поддержкой подавляющего большинства членов партии. Визиту китайского министра иностранных дел Вана И в Индию придается большое значение, поскольку он, как ожидается, станет выражением политики Си Цзиньпина в отношении соседней страны на его втором сроке полномочий.

Индийско-китайские отношения пережили многие взлеты и падения, с тех пор как Си Цзиньпин занял свой пост в 2013 году, причем между двумя странами имели место даже несколько опасных случаев пограничных столкновений. Кроме того, на протяжении этого периода Китай последовательно выступал против принятия Индии в постоянные члены Группы ядерных поставщиков (ГЯП).

В то же время, Пекин блокировал усилия Индии по привлечению к ответственности главы расположенной в Пакистане группировки Джаиш-е-Мухаммад (Армия Мухаммеда) Мауланы Масуда Ажара, объявленного международным террористом, на основании отсутствия консенсуса в комитете Совета Безопасности ООН. Пекин также продолжает игнорировать возражения Индии в отношении Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), который является частью амбициозной инициативы Китая «Один пояс, один путь» и нарушает территориальный суверенитет Индии, поскольку проходит через спорную территорию.

Исходя из нынешнего направления китайской внешней политики, можно предположить, что в геополитическом и геоэкономическом пространстве Пекин будет продолжать следовать нынешним агрессивным курсом. Этот факт Россия и Индия должны принимать во внимание в своих стратегических расчетах, чтобы диалог в тройственном формате РИК не превратился в очередную платформу, где доминирует Китай, где именно он устанавливает повестку дня, соответствующую исключительно его собственным целям, или где Китай стремится вбить клин между двумя близкими партнерами со времен холодной войны.

Давление со стороны Соединенных Штатов и Европейского Союза на Россию все больше подталкивало Москву в направлении сближения с Китаем. Отчуждение между Россией и Западом после присоединения Крыма в 2014 году имело очень интересные геополитические последствия. В то время как у России всегда были очень слабые связи с Китаем, после украинского кризиса ситуация в корне изменилась и между двумя странами сформировалось стратегическое партнерство, включающее, помимо сотрудничества в области энергетики и прокладки трубопроводов, активное взаимодействие в самых различных сферах, таких как торговля, развитие инфраструктуры и оборона.

Прежняя путинская идея интеграции России в «большую Европу», судя по всему, постепенно меняется на альтернативный сценарий – интеграцию в «большую Азию». Целью является построение экономического коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга. Хотя Россия и Китай, наряду с Индией, являются членами группы РИК, многократно усилившееся новое двустороннее партнерство между Россией и Китаем, сопровождающееся в том числе резким увеличением потока российских военных поставок в Китай, диктует острую необходимость всесторонней активизации индийско-российского диалога для восстановления равновесия в «стратегическом треугольнике».

Усиливающееся сближение между Россией и Китаем стало важным фактором, стоящим за российскими заигрываниями с Пакистаном, в том числе проведением совместных военных учений в прошлом году. Аналогичным образом, российская политика в отношении Афганистана также, по всей видимости, переживает эволюцию, не вполне соответствующую интересам Индии, особенно ввиду недавнего пограничного конфликта между Индией и Китаем, а также твердой приверженности Москвы проекту «Один пояс, один путь».

Частью этого проекта является Китайско-Пакистанский экономический коридор, призванный более тесно связать Центральную Азию с Афганистаном и Пакистаном, что может привести к еще большей дестабилизации обстановки в Южной Азии.

Все упомянутые события привели к глубокому и откровенному диалогу между Индией и Россией, поскольку Нью-Дели прекрасно осознает, насколько важно, чтобы в связи с ними не были скомпрометированы интересы Индии.

Помимо этого, чтобы сохранить свою стратегическую независимость, а также для улучшения баланса международной системы, обе страны хотят укрепить свои взаимоотношения, которые на протяжении многих десятилетий строились на взаимном доверии и дружбе. Россия и Индия занимают единую позицию по целому ряду ключевых проблем международной политики, особенно в отношении общей борьбы с глобальным терроризмом и формирования всеобъемлющего мирового порядка путем укрепления глобальных институтов, таких как Организация объединенных наций.

Более того, китайская экспансия в странах Центральной Азии и Восточной Европы, судя по всему, вызывает озабоченность у России, поскольку оба эти региона являются частью ее стратегической периферии. Строя свои отношения с Китаем, Россия постоянно опасается усиления китайского доминирования в геополитическом мироустройстве.

Несоразмерность экономики и ресурсов двух стран, а также растущий торговый дисбаланс в пользу Китая, вынуждает Россию проявлять осторожность и опасаться подчинения Китаю, в то время как президент Путин стремится поднять международный авторитет и вес России на мировой арене.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий