Австралийский эксперт: Главное в речи Путина – вовсе не оружие

Выступление президента России Владимира Путина 1 марта в российской Государственной думе было посвящено не новому ядерному оружию или Соединенным Штатам. Я знаю, что это звучит весьма неожиданно, учитывая общий тон освещения обращения российского президента мировой прессой.

Putin1-e1520921908693

Путин, конечно, потратил немало времени, описывая целый ряд новых смертоносных российских вооружений. Он долго и поэтично разглагольствовал о решительном стремлении Соединенных Штатов к созданию и развертыванию противоракетной обороны, которая могла бы подорвать ядерный арсенал России. А затем он рассказал об оружии, над которым «тысячи наших экспертов, выдающихся ученых, дизайнеров, инженеров, влюбленных в свое дело талантливых рабочих работали годами, спокойно, скромно, самоотверженно, с полной самоотдачей».

Аналитик ASPI Пол Дибб дал отличное описание этих вооружений, а также охарактеризовал их потенциальные возможности и российскую военную доктрину в отношении их использования, поэтому мне нет нужды повторять. Стоит лишь отметить, что никто из военных экспертов, на которых он ссылается, не решился высказаться с уверенностью относительно реальности возникших угроз.

Президент Путин знает, что системы противоракетной обороны США не способны противостоять российскому ядерному арсеналу. Он знает, что существующие межконтинентальные ядерные баллистические ракеты с многочисленными маневрирующими боеголовками, которые запускаются в большом количестве, преодолеют нынешнюю и проектируемую американскую противоракетную оборону. Но он также знает, что и Россия не может защитить свою территорию от ядерного арсенала Соединенных Штатов. Так о чем же, в таком случае, было его обращение?

Путин  говорил о том, что Россия отстает от стремительных изменений, происходящих в мире. Это создает вызов цивилизационного масштаба, на который Россия не сможет ответить, если в ней не произойдут принципиальные перемены.

Главная тема его обращения – угроза для будущего экономического и социального здоровья, а также стабильности России:

«Скорость технологического прогресса резко нарастает. Нарастает драматическими темпами. Те, кому удастся оседлать эту технологическую волну, будут стремительно уходить вперед. Те, кто этого не сделает, просто утонут в этой волне. Технологическое отставание и зависимость приводят к снижению экономического и военного потенциала страны, а следовательно, в конечном итоге и к потере ее суверенитета. Такова сегодняшняя обстановка в мире».

Наиболее решительно прозвучали слова: «Речь не идет о том, что кто-то победит нас или уничтожит нашу страну. Нет, не в этом заключается опасность. Основная угроза и наш главный враг – это тот факт, что мы отстаем».

В то же время, его выступление наводит позитивный лоск на многие проблемные области, в чем-то напоминая старое предвыборное изречение Тони Блэра: «Мы многого достигли, но еще больше нам предстоит сделать в будущем».

На протяжении всей речи российский президент использовал статистику в сравнении с нижней точкой падения после распада Советского Союза, чтобы показать, сколь многого он добился с тех пор. Это помогло создать впечатление прогресса, достигнутого в устранении огромных проблем в российском здравоохранении, инфраструктуре, индустриальной базе, электроэнергетике, железнодорожном сообщении и городской инфраструктуре, а также таких перманентных системных пороков как коррупция. Он признал в своей речи, что эти изъяны сохраняются, а стало быть, он не обеспечивает качество жизни и благополучие, которого хочет российский народ.

Среди многих серьезных экономических проблем, которые упоминал Владимир Путин в своей речи, достаточно выделить две: 20 миллионов россиян из 144 миллионов до сих пор живут за чертой бедности, а российский ВВП должен к 2025 году вырасти на 50 процентов, чтобы обеспечить финансирование социальных обязательств Путина.

Именно это сделало столь важным его пассаж по поводу новых вооружений. Путин использовал рассказ о вооружениях для убедительной демонстрации того, что Россия обладает научным, инженерным и техническим потенциалом, а также высококвалифицированными кадрами и знаниями, для того, чтобы совершать «настоящие прорывы». Его логика заключается в том, что «если мы можем создавать такие удивительные вооружения, мы сможем совершить аналогичные прорывы в медицине, здравоохранении, компьютерном управлении технологическими процессами, и преобразить российские города и села».

Таким образом, проблема даже не в том, что некоторых из упомянутых видов оружия, возможно, фактически не существует, или они находятся лишь на ранней стадии  разработок. Проблема, которая стоит перед Путиным, заключается в том, что всей российской экономике требуются масштабные преобразования. Правительство и общество нуждаются в деньгах для инвестиций, которыми Россия не обладает, а также в квалифицированных кадрах в таких количествах, которых у России сегодня нет.

Речь Путина раскрывает давление, которое он испытывает, и амбиции, которые им движут. Достаточно только прочесть ее правильно, в контексте недавних российских решений и действий, и она окажется весьма показательной.

С другой стороны, реакция на выступление  российского президента в западных средствах массовой информации показывает, что главное для них – сенсационные события, и что Путин обладает несомненной способностью играть на международном информационном поле.

Мастерское владение Путиным тактикой общения с международными СМИ является частью более масштабного феномена, который представляет собой сегодняшняя Россия. Как показывает его речь, российская экономика по-прежнему находится в стагнации, но математика, а также научные исследования и конструкторские разработки в оборонном секторе, находятся на высоком уровне, поскольку они оставались защищенными приоритетами в период экономической слабости России. По всей видимости, намерение Путина состоит в том, чтобы использовать сильные стороны России для восстановления ее мощи и влияния в мире, но по-новому.

Российские военные использовали тактику гибридной войны в Крыму и на Украине. Путин представляется таким лидером, который будет использовать сочетание военной мощи, кибер-оружия и информационной войны, чтобы удивлять и смущать соперников России. Он является гибридным лидером.

Поскольку Россия изо всех сил пытается справиться с внутренними проблемами, наличие которых Путин признает, можно быть уверенными в том, что он будет использовать военную мощь и роль России в международных делах, чтобы и впредь отвлекать российский народ от его тяжелого положения и разжигать в нем гордость за свою великую историю и цивилизацию.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

3 Replies to “Австралийский эксперт: Главное в речи Путина – вовсе не оружие

  1. Надо заморозить внутри страны на 10 лет все цены на — газ,электро, продукты питания и прочие товары, и начать поднимать зарплаты и пенсии. Люди станут жить лучше, поднимется рождаемость и поднимется Россия. А сейчас спекулянты-торгаши поднятием цен на все товары намного превосходят повышение зарплат и пенсий и народ живет всё хуже. Но хватит ли у наших верховных корупционеров смелости это сделать.

Добавить комментарий