Является ли курс на экономическую самодостаточность единственным вариантом для России

Нынешние санкции, наложенные на Россию, а также те, которые могут последовать в ближайшем будущем, например, против Газпрома, показывают, что Россия сейчас находится на том же перекрестке, что и в начале двадцатых годов прошлого века. Доступ к западным рынкам, технологиям и капиталам для нее практически перекрыт.

Следует признать, что в сегодняшнем мире помимо Запада есть альтернативные источники  капитала, технологий, а также рынки сбыта, в том числе Китай. Однако широта американских санкций такова, что даже китайские компании, если они планируют вести бизнес или привлекать ресурсы в Соединенных Штатах, будут вынуждены избегать деловых отношений с российскими партнерами.

Назад в 1920-е?

В результате российская промышленность будет вынуждена пытаться расти, если сможет, исключительно за счет внутренних ресурсов. По сравнению с ресурсами, доступными во всем мире, российский внутренний рынок ничтожно мал и неадекватен. Таким образом, курс на автаркию, или самодостаточность, является обреченным на провал.

Вопрос в том, приведет ли такой экономический курс, как это произошло в 1920-е годы, к возвращению к диктаторской внутренней политике. Это вполне возможно, поскольку политику самоизоляции трудно реализовать, если нет соответствующего политического давления.

Политическое давление необходимо также для того, чтобы удержать под контролем тех, кто пострадает от санкций и тех, кто нуждается в доступе к глобальным рынкам. Они будут пытаться изменить политику, которая в свое время привела к введению санкций. Эти попытки вынудят их стать политическими противниками нынешнего правительства. Таким образом, логика политических репрессий становится просто неизбежной.

Россия в тупике

Трудно представить, что нынешний тупик, в котором оказалась Россия, может быть преодолен с помощью другой политики. Это можно было осуществить несколько лет назад, но сегодня такая возможность практически отсутствует.

Причина такой оценки проста. Дело в том, что поводы, перечисленные в обосновании введения санкций, являются весьма многообразными. Они охватывают весь спектр российских политических подходов, начиная от аннексии Крыма и заканчивая распространением дезинформации.

Они настолько всеобъемлющи, что никакое новое пост-путинское правительство, каким бы оно ни оказалось, не будет в состоянии повернуть вспять все направления политики, чтобы освободить страну от санкций. Необходимое фундаментальное изменение поведения может быть принято только полностью побежденной страной.

Кроме того, как известно, американские санкции очень трудно отменить. Санкции США, ограничивающие экспорт в Советский Союз и его страны-сателлиты были введены в 1948 году и с тех пор они практически  никогда не прекращали действовать.

Есть и другой пример. Поправка Джексона-Вэника, которая связывала торговлю со свободой эмиграции евреев из СССР, действовала с 1974 по 2012 год. Она была в конечном итоге отменена только после замены другим пакетом санкций, содержащихся в законе Магнитского.

Санкции США против Ирана существуют уже почти 40 лет, а санкции, наложенные на Кубу, действуют более полувека.

Как Россия встала на курс экономической самоизоляции

Что касается последнего, наиболее серьезного раунда санкций США, направленных против России, важно также видеть их в историко-экономической перспективе.

Часто ошибочно утверждается, что Советский Союз сознательно выбрал политику экономической автаркии еще в двадцатые годы прошлого столетия. Это неверное суждение. Россия в то время активно искала доступа к иностранному капиталу, который она хотела использовать для восстановления разрушенной промышленности и в случае успеха догнать Запад.

Однако, этот капитал так и не пришел в страну. Западные державы не захотели признать легитимность советского правительства. И поскольку Советы отказались от выплаты долга, накопленного царской Россией, доступ к рынкам капитала был для них перекрыт.

Это создало ситуацию, когда развитие советской экономики могло происходить исключительно за счет внутренних накоплений ресурсов и технологий. Именно таким образом всеобъемлющее планирование – и изъятие излишков у единственной части населения, которая могла их создавать, то есть крестьянства – превратилось в национальную экономическую стратегию. Таким образом, советская индустриализация основывалась на «крови и поте» советского (в значительной степени речь идет об Украине) крестьянства. Начиная с первого пятилетнего плана, принятого в 1928 году, эта политика проводилась Сталиным с характерной для  него жестокостью.

Послужной список Путина

Благодаря своему хладнокровию и опоре на мягкую силу, Путин провел Россию через целый ряд тактических успехов, но в конце концов привел ее к всеобщему стратегическому поражению. Хуже того, ни он сам, ни правительства, которые в конечном итоге придут ему на смену, скорее всего, не смогут вывести страну из этого затруднительного положения.

В отличие от двадцатых годов, сегодня не существует никакой идеологии, кроме крайнего национализма, на которой может быть построена автаркическая система. У большевиков в 1920-е годы была идеология, которая в конце концов привела их к политике автаркии и необходимости работать в рамках ее ограничений.

Такой идеологии не существует в сегодняшней капиталистической России. Тем не менее, дебаты времен индустриализации двадцатых годов могут снова стать незаменимым литературным источников для выработки экономической политики.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0