Интернет-издание The Times of Israel опубликовало статью под названием «Израиль выступает за строительство железной дороги, которая свяжет морской порт Хайфы с Саудовской Аравией». В ней говорится о беспрецедентном предложении израильского министра транспорта Исраэля Каца проложить первую в истории железную дорогу от побережья Средиземного моря до Персидского залива, в рамках инициативы под названием «Пути к региональному миру».
Этот план, впервые представленный несколько месяцев назад, предусматривает замену Сирии Израилем в качестве континентальных ворот для содействия торговле между Европейским Союзом и странами Персидского залива за счет организации железнодорожного сообщения с Палестиной, Иорданией и Саудовской Аравией. Последняя из названных стран до сих пор официально не подписала мирный договор с Израилем, но ее принято считать одним из самых надежных союзников в гибридной войне против распространения влияния Ирана, охватывающей весь ближневосточный регион.
Сроки публикации статьи также не случайны. Она вышла сразу после сообщений о том, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин-Салман провел секретные переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в столице Иордании Аммане. Предположительно, главной темой был ожидаемый мирный план США, но возможно, идея строительства железной дороги также обсуждалось в ходе переговоров.
На самом деле, железнодорожный коридор Хайфа-Даммам может стать одним из основных компонентов так называемого «Нового Ближнего Востока», который пытается построить администрация Трампа, учитывая, что это будет означать кардинальное улучшение израильско-саудовских отношений и может даже предшествовать официальному мирному договору между этими де-факто союзниками в борьбе против иранского влияния.
В последнее время две страны открыто объединили свои усилия в продвижении американского мирного плана для Палестины, который, как ожидается, будет объявлен в ближайшее время.
Если оставить в стороне символическое значение этой дороги, в пользу ее строительства имеются вполне реальные экономические аргументы. Амбициозная всеобъемлющая программа экономических реформ Vision 2030, которую провозгласил наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед, направлена на то, чтобы способствовать поэтапному переходу экономики королевства на пост-нефтяную основу, для чего Эр-Рияд намерен привлечь многомиллиардные инвестиции в проекты развития реального сектора.
Китай должен сыграть ключевую роль в этом процессе, превратив густонаселенную восточную часть южной береговой линии Персидского залива в мощный индустриальный регион. Это соответствует планам Пекина сделать Саудовскую Аравию трехконтинентным опорным узлом на его Новом Шелковом пути, и в случае успеха он сможет использовать железнодорожный коридор Хайфа-Даммам для экспорта продукции в Европейский Союз.
Другими словами, ирония сложившейся ситуации состоит в том, что план, поддерживаемый Соединенными Штатами, может непреднамеренно принести большую пользу Китаю, поскольку последний имеет реальный потенциал использовать его в своих интересах, которые, как ни странно, отчасти пересекаются с интересами всех прочих сторон, в том числе и Вашингтона.
С точки зрения Америки, имеет смысл инвестировать в этот проект, чтобы приобрести влияние на одну из будущих ветвей Нового Шелкового пути, прокладываемого главным конкурентом, и тем самым держать китайско-европейскую торговлю под бдительным оком США, независимо от географического региона, где она ведется. Чтобы не остаться в стороне от этого захватывающего слияния стратегических интересов, Россия должна постараться получить для себя достойную роль в этом проекте.
Государственная корпорация «Российские железные дороги» уже планирует принять участие в строительстве Трансарабской магистрали (известной также как GCC), которая должна связать между собой королевства Персидского залива, так что компания уже имеет достаточно развитые связи в Саудовской Аравии для заключения дальнейших сделок. «Российские железные дороги» могли бы использовать эти деловые контакты для изучения возможностей своего участия в строительстве дороги Хайфа-Даммам. Учитывая прекрасные отношения Москвы, как с Эр-Риядом, так и с Тель-Авивом, сложившиеся в результате стремительного сближения с обеими странами за последние несколько лет, маловероятно, что эти два все более независимых ближневосточных игрока стали бы возражать против этого, даже несмотря на недовольство их американских союзников.
Интересам России отвечает участие в обоюдовыгодных (или, как в данном случае, выгодных для всех сторон) проектах со своими партнерами, особенно новыми и нетрадиционными, такими как Саудовская Аравия и Израиль. Помимо прочего, важен тот факт, что обе страны имеют средства для ответного инвестирования в экономику самой России в рамках взаимовыгодного сотрудничества для успешного завершения этой или любой иной инициативы.
Если уж речь зашла на эту тему, железная дорога является далеко не единственной возможной платформой для сотрудничества между тремя странами, поскольку амбициозные планы молодого саудовского наследного принца Мухаммеда по строительству так называемого «города будущего» NEOM неподалеку от залива Акаба, могут, вполне естественно, привлечь как Израиль, так и Россию.
Тель-Авив заинтересован в финансировании этого проекта и включении его в маршрут своей железной дороги Red-Med, проложенной между портами Эйлат на Красном море и Ашдод на Средиземном море. Она может быть даже продлена, включив территорию бывшего маршрута железной дороги Хеджаз, для создания эффективного транспортного коридора вдоль западного побережья Саудовской Аравии, логично дополняющего дорогу GCC, ведущую вдоль восточного побережья. Тем временем, Москва могла бы также финансировать строительство города NEOM, а кроме того, к этой инициативе можно было бы привлечь инновационный центр «Сколково», тем самым предоставив ему возможность принять участие в крупномасштабном проекте, чтобы сделать себе имя и получить столь остро необходимое признание в мире. В целом, Россия может сыграть решающую роль в укреплении израильско-саудовского альянса и получить в результате немалые стратегические дивиденды.
Экономические выгоды, разумеется, являются важным фактором, стимулирующим участие России в вышеупомянутых проектах, но не менее важным и гораздо более долгосрочным фактором является та роль, которую Москва будет играть в «уравновешивании» монопольного влияния США на это партнерство, которое до сих пор не испытывало никакого многополярного влияния.
Воспользовавшись своим стремительным сближением с Израилем и Саудовской Аравией, Россия должна «раскрутить» свою перспективную роль в упомянутых инициативах как средство укрепления стратегической независимости обеих стран путем активного смягчения любого возможного внешнего давления.
Учитывая тот факт, что Китай рассчитывает получить колоссальные выгоды от реализации этих проектов, можно не сомневаться, что Соединенные Штаты будут со временем пытаться оказывать на них непропорциональное влияние, поэтому для России столь важно применить позитивную уравновешивающую силу, когда этот момент наконец наступит.