Спутниковая съемка фиксирует масштабное перевооружение российского военного флота на Кольском полуострове

Масштабное расширение укрепленных хранилищ для ядерных ракет, а также обычных высокоточных крылатых ракет большой дальности значительно повысит военную мощь России и укрепит ее оборонный потенциал в Баренцевом и Норвежском морях.

Сравнивая спутниковые снимки, сделанные один, два и четыре года назад, с изображениями Google Earth, опубликованными недавно, исследователи из онлайн-газеты Barents Observer зафиксировали явный прогресс. Как на губе Окольной, так и на базе подводных лодок в Гаджиево, расположенной в 15 километрах к западу. Там, где четыре года назад можно было увидеть только первоначальные признаки дорожных работ, два-три года назад появились первые фундаменты, а сейчас на большинстве строительных площадок уже возведены стены бункеров и установлена кровля.

Система мер безопасности на этих объектах отличается от всего, виденного прежде на других хранилищах вооружений. Двойные или тройные заграждения из колючей проволоки призваны не допустить несанкционированного проникновения. На фотографиях также видны очень большие контрольно-пропускные пункты на некоторых участках, что указывает на вероятность того, что там хранится ядерное оружие. Каждый из бункеров площадью около 1000 квадратных метров имеет бетонные стены метровой толщины, а расположены здания примерно в 100 метрах друг от друга.

В прошлом году издание Barents Observer опубликовало спутниковые снимки базы Гаджиево, где велись строительные работы. Осмотр той же площадки сегодня позволяет утверждать, что десять укрепленных бункеров уже практически завершены.

На базе Гаджиево размещены подводные лодки класса «Борей» и класса «Дельта-IV» Неподалеку от новых бункеров имеются входы в подземные туннели, где в настоящее время уже хранятся ядерные боеголовки, либо они могут быть доставлены из центрального хранилища примерно в 20 километрах от авиабазы в Оленегорске в случае обострения напряженности.

На Кольском полуострове есть пять мест, где, по мнению наблюдателей, скорее всего, хранятся ядерные боеголовки: Гаджиево, губа Окольная, Щукозеро, Большое Рамозеро и Нерпичья. В районе губы Окольной к северу от Североморска можно увидеть около 40 бункеров. Кроме того, здесь можно наблюдать некоторые перемены, если сравнить изображения, сделанные в конце июля нынешнего года, с изображениями пятилетней давности. Ведутся взрывные работы в скалах на 10 новых участках, по размеру схожих с уже имеющимися площадками под бункеры. Исходя из этого, можно предположить, что речь идет о строительстве в общей сложности 50 бункеров в Окольной и еще 10 в Гаджиево. Таким образом, Северный флот получит новые складские мощности для хранения вооружений общей площадью 60 тысяч квадратных метров.

Часть строительной площадки в Окольной носит название «Техническая территория № 4». Впрочем, это не единственная площадка, где строятся новые бункеры для хранения боеприпасов или расширяются старые сооружения. За холмом, примерно в километре от берега, возводятся четыре бункера длиной 80 метров. Каждый из этих четырех бункеров имеет размеры, достаточные для размещения 16 ракет «Булава», которые будут нести на борту новые подводные лодки класса «Борей». Три из восьми таких подводных лодок уже несут службу, а пять остальных будут сданы в эксплуатацию судостроительным заводом в Северодвинске к 2021 году, при условии соблюдения графика работ.

Ни российский Военно-морской флот, ни Министерство обороны в Москве, ни российское посольство в Осло не ответили на просьбы о комментариях. Пресс-служба Северного флота в Североморске проводит политику, которая предусматривает игнорирование вопросов, поступающих от западных СМИ.

Ракета «Булава» и ее носитель, подводная лодка «Борей», являются самым дорогим проектом в сфере вооружений за всю историю России. После полномасштабного развертывания, эта система станет краеугольным камнем ядерной триады страны, сделав контроль над бастионом в Баренцевом море еще более стратегически важным.

Губа Окольная с давних пор является местом расположения крупнейшего хранилища вооружений в Северной России. Оно занимает площадь около десяти квадратных километров, включая погрузочные причалы, где оружие перегружается на борт подводных лодок и надводных кораблей.

Дату последних изображений Google Earth легко определить. Приближая изображение центральной набережной в Североморске с губы Окольной через бухту можно увидеть сотни людей, собравшихся посмотреть парад Военно-морского флота России, во время которого корабли демонстрировали свои вооружения. Так в этом году отмечался День военно-морского флота 29 июля.

В параде участвовала единственная оставшаяся на вооружении подводная лодка класса «Тайфун, «Юрий Долгорукий», а также субмарина класса «Дельта-VI». Обе лодки демонстрировались в новостном репортаже канала Россия-24 с празднования Дня ВМФ. В 2017 году лодка класса «Тайфун» участвовала в праздновании в Санкт-Петербурге.

С точки зрения Норвегии как члена НАТО, чья территория находится в районе, который Москва называет своим северным бастионом, перевооружение Кольского полуострова является плохой новостью по двум причинам. Конфликты в других частях мира могли бы, в случае эскалации» подтолкнуть российское военное командование создать зону блокирования доступа, или бесполетную зону, включающую норвежскую часть побережья Баренцева моря. Во-вторых, Россия может своими новыми сверхзвуковыми крылатыми ракетами атаковать корабли в Норвежском море или прибрежные военные объекты в северной части Норвегии, Финляндии или Швеции непосредственно с Кольского полуострова или российской части Баренцева моря.

Сегодня как фрегаты, так и субмарины Северного флота России несут на борту крылатые ракеты, такие как «Калибр», с дальностью действия, превышающей 1500 километров, которые во время сирийской войны продемонстрировали свою способность поражать с высокой точностью цели на огромной дистанции. Эта ракета является лишь одним из новых видов вооружений, которые в больших количествах будут доставляться и храниться в новых складских бункерах в окрестностях Североморска.

Выступая на ежегодной конференции Норвежского института международных отношений, посвященной России, министр иностранных дел Норвегии Ине Эриксен Сёрейде сказала, что наращивание военного потенциала России, в сочетании с постоянно демонстрируемой готовностью применить эту силу, создает неопределенность по поводу намерений страны.

«Кольский полуостров остается базой размещения большей части стратегических сил России, и хотя мы не рассматриваем Россию как источник военной угрозы для Норвегии, совершенно очевидно, что эти силы представляют собой стратегический вызов, обращенный к НАТО. Возрождение концепции «осажденной крепости» в России делает эту область более важной для Москвы, в том числе и с военно-стратегической точки зрения. Это одна из причин того, что Норвегия оказалась на переднем крае и тоже пытается адаптировать НАТО к новым реалиям».

По словам министра иностранных дел, ей известно о том, что военная активность России не направлена в первую очередь против Норвегии, однако она подчеркнула свою обеспокоенность в связи с наращиванием военной мощи России, развертыванием новых систем вооружений и ее более напористой позицией в отношении своих ближайших соседей на севере.

«Мы не можем игнорировать события, которые разворачиваются так близко к нашей территории, – сказала Ине Эриксен Сёрейде и напомнила прошлогодний инцидент, когда российские истребители во время учений имитировали удары по норвежским целям. – Это не способствует улучшению отношений и снижению напряженности».

Профессор Норвежского военного университета Катажина Зыск также присутствовала на конференции Норвежского института международных отношений по российской проблеме. Она заявила корреспонденту издания Barents Observer, что Россия неоднократно демонстрировала возможные сценарии, включающие защиту бастиона на Кольском полуострове во время масштабных военных учений. «В ходе имитации конфликта с НАТО Россия разворачивала многослойную оборону этого бастиона, включая задействование различных возможностей с целью обеспечения выживания и свободы маневра для стратегических подводных лодок с баллистическими ракетами и для предотвращения доступа военно-морских сил противника к районам, непосредственно примыкающим к военно-морским базам на Кольском полуострове», – сказала Зыск.

Она также добавила, что наряду с важностью ядерного сдерживания России, обычные вооруженные силы с модернизированными вооружениями играют все более важную роль в обеспечении сдерживания, защиты и принуждения. «Российские власти обещают к 2021 году обеспечить полномасштабное неядерное сдерживание путем увеличения количества неядерных стратегических вооружений в четыре раза», – сказала Катажина Зыск.

Появившись на вооружении Северного флота, крылатые ракеты, такие как «Калибр» и Х-101, обеспечили флоту гораздо большую точность и дальность поражения, чем прежде. Кроме того, Россия доказала, что Северный флот будет играть важную роль в достижении поставленной цели превращения страны в мировую военную державу, действующую на большом расстоянии от своих мест постоянной дислокации. На протяжении последних нескольких лет корабли Северного флота плавали по всему миру и активно участвовали в боевых действиях в Сирии, будучи развернутыми в Восточном Средиземноморье.

Старший научный сотрудник Норвежского института международных отношений Ньорд Вегге – эксперт по проблемам безопасности и обороны в Арктике. Он говорит, что динамика обстановки безопасности на Севере напрямую связана с тем, что происходит во всем мире и прежде всего с конфликтом Восток-Запад. «После присоединения Россией Крыма в 2014 году, напряженные отношения между Востоком и Западом распространились на Север, – объясняет Ньорд Вегге. – В то время как лишь немногие комментаторы считают высокой вероятность того, что конфликт начнется на Крайнем Севере, угроза разрастания вооруженного противостояния с более южных районов является наиболее вероятным источником риска».

Впрочем, Вегге не считает потенциал конфликта высоким: «Есть также признаки более благоприятного климата в Арктике по сравнению с другими местами, особенно благодаря структурам Арктического совета, где вопросы, касающиеся безопасности, исключаются из повестки дня, что значительно улучшает атмосферу для диалога».

«Между береговой охраной, а также военными штабами в Северной Норвегии и России поддерживаются регулярные контакты, что снижает риск недоразумений», – добавил эксперт.

Тем не менее, как можно видеть на новых спутниковых снимках, Кольский полуостров приобретает все большее значение для российских вооруженных сил.

«Поскольку Баренцево море является ключевым районом патрулирования для российских стратегических подводных лодок, важно иметь здесь наземные суда для повышения общего военного потенциала на этом важном для России театре», – говорит Ньорд Ведде.

Ведущие исследователи согласны с тем, что Россия в настоящее время обычно рассматривается как государство с явными великодержавными амбициями. «Для великих держав возможности морского флота, такие как крупные надводные корабли, играют символическую роль, а также являются инструментом для проекции силы, часто связанной со статусом великой державы. Наконец, современный флот также имеет решающее значение для чисто оборонительных целей России, не в последнюю очередь связанных с защитой ее стратегических подводных лодок», – считает Ведде.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0