Пепе Эскобар: кому выгодно расторжение Договора о РСМД?

Недавно американский «Бюллетень ученых-атомщиков» перевел свои «часы Судного Дня» на без двух минут полночь. Возможно, было бы заманчиво свести все к безобидной перепалку о стрелах и оливах, если бы сценарий не был таким страшным.

В 1987 году президент США Рональд Рейган и Генеральный секретарь ЦК  КПСС Михаил Горбачев подписали договор о ядерных вооружениях средней и меньшей дальности (РСМД). Ассоциация по контролю над вооружениями была чрезвычайно довольна: «Этот договор ознаменовал первый случай в истории, когда сверхдержавы договорились сократить свои ядерные арсеналы, уничтожить целую категорию ядерных вооружений и ввести тщательные инспекции на местах для верификации исполнения сторонами своих обязательств».

Сегодня, три десятилетия спустя, администрация Трампа хочет в одностороннем порядке выйти из Договора о РСМД. Ранее на этой неделе президент Трамп направил своего советника по национальной безопасности Джона Болтона официально поставить в известность об этом решении российского президента Владимира Путина в Москве.

Подпись к изображению: Российская баллистическая  ракета на репетиции парада Победы на Красной площади в Москве

Во время обсуждения чрезвычайно серьезных вопросов, таких как последствия расторжения Договора о РСМД, сохранение на неопределенно долгий срок антироссийских санкций, риск отказа от продления Договора СНВ-3 и развертывания, по словам Путина, «некоторых элементов ракетного щита в космическом пространстве», президент Путин счел уместным разрядить обстановку:

«Насколько я помню, на гербе США изображен орлан, который держит в одной лапе 13 стрел, а в другой – оливковую ветвь как символ мирной политики, ветвь с 13 оливками. Я хочу спросить: ваш орлан уже все оливки склевал, и остались одни стрелы?»

Ответ Болтона был таким: «Оливковую ветвь я вам не привез».

«Новая стратегическая реальность»?

Теперь уже ясно, что решение администрации Трампа о выходе из Договора о РСМД продиктовано, по словам Болтона, «новой стратегической реальностью». РСМД расторгается как «двустороннее соглашение в многополярном мире баллистических ракет», который не учитывает ракетные возможности Китая, Ирана и Северной Кореи.

Однако, здесь есть небольшая проблема. Договор о РСМД ограничивает ракеты дальностью от 500 до 5 тысяч километров. Китай, Иран и Северная Корея просто не могут представлять «угрозу» для Соединенных Штатов путем  развертывания таких ракет. Совершенно очевидно, что Договор о РСМД касается европейского театра военных действий. Поэтому не приходится удивляться, что реакцией Брюсселя и крупных европейских столиц был едва замаскированный ужас.

Дипломаты из Европейского Союза рассказали Asia Times, что решение Вашингтона было «шоком» и «последней каплей для ЕС, поскольку оно ставит под вопрос само наше существование, подвергая нас угрозе ядерного уничтожения ракетами ближнего радиуса действия», которые никогда не смогут достичь территории США.

«Китайский» довод, суть которого в том, что Россия продает Пекину передовые ракетные технологии, абсолютно не убеждает Европу, поскольку европейская безопасность является абсолютным приоритетом. Дипломаты ЕС проводят параллель со сценарием, который в прошлом году представлялся более чем просто реальным: Вашингтон мог в одностороннем порядке нанести ядерный удар по Северной Корее. В этом случае Южная Корея и Япония оказались бы «невинными жертвами». То же может случиться с Европой в случае обмена ядерными ударами между США и Россией.

Само собой разумеется, что выход из Договора о РСМД может даже ускорить распад всего западного альянса, сформировавшегося после Второй мировой войны, и стать предвестием возвращения к взрывоопасной ситуации тридцатых годов прошлого века.

А «часы Судного Дня» продолжают тикать

Сообщения, которые подлежат тщательному анализу, указывают на то, что военное превосходство США над Китаем стремительно сокращается. Тем не менее, Китай не является мощным центром военных технологий, в сравнении с Россией, обладающей сверхсовременными гиперзвуковыми ракетами.

НАТО, возможно, обладает довольно мощным ракетным потенциалом, но альянс не в состоянии конкурировать с Россией в случае войны в Европе.

Наибольшая опасность, с точки зрения «часов Судного Дня» – это навязчивая идея некоторых неоконсерваторов в Вашингтоне, суть которой в том, что Америка могла бы победить в «ограниченной», локализованной, тактической ядерной войне против России. В этом и состоит обоснование постоянного стремления США максимально приблизить свои средства первого удара к западным границам России.

Российские аналитики подчеркивают, что Москва уже, пока «неофициально», совершенствует собственные системы вооружений, которые могли бы стать средствами первого удара на этих границах. Простого намека на попытку НАТО начать обратный отсчет в Польше, Прибалтике или на Черном море, может оказаться достаточно, чтобы Россия нанесла удар.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков категорически  опроверг утверждения Трампа и Болтона о том, что Россия нарушает Договор о РСМД: «Насколько мы понимаем, американская сторона уже приняла решение и готова  начать официальные процедуры выхода из этого договора в  ближайшем будущем».

Что касается решимости России, следует знать, что этой теме было в значительной части посвящено выступление Путина на заседании Валдайского клуба. По сути, Путин не сообщил ничего принципиально нового, но твердо напомнил о том, что Москва нанесет ответный удар в случае любой провокации, которая будет воспринята как угроза будущему России.

Русские, в этом случае, «умрут, как мученики, и отправятся в рай», но ответ на атаку будет настолько стремительным и страшным, что враги вскорости «сдохнут, как собаки». Разумеется, это выражение нельзя признать дипломатичным. Но зато оно полностью отражает степень раздражения, которое вызывают американские консерваторы, жонглирующие абсурдным понятием «ограниченной» ядерной войны.

Грубая лексика также отражает полную уверенность Путина в том, что независимо от степени эскалации, на которую готовы пойти администрация Трампа и Пентагон, этого будет недостаточно, чтобы нейтрализовать российские гиперзвуковые  ракеты.

Исходя из сказанного, неудивительно, что дипломаты Евросоюза, пытаясь справиться с дискомфортом, признают, что все эти события так или иначе связаны с американской доктриной абсолютного превосходства и необходимостью поддержки на плаву гигантского военно-промышленного комплекса США.

Даже несмотря на то, что стрелки «часов Судного Дня» приближаются к полуночи.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0