Лидерство Меркель подходит к завершению, но есть вероятность, что она останется ключевой фигурой в европейских институтах. Её полномочия и так слишком долго обеспечиваются западной представительной демократией, учитывая то, что она в течение 15 лет сумела сохранить за собой пост главы правительства и ещё дольше остаётся на плаву в рамках Христианско-демократического союза. Так или иначе, наступает переходный период в связи с сокращением избирательной базы ХДС, что показали последние выборы, на фоне аналогичных процессов, происходящих с руководством Франции и Великобритании на европейском пространстве. Факт постепенного вымирания традиционных партий, возможно, подтвердится на следующих выборах в Европарламент, которые пройдут в мае. Это является результатом провала трудовой реформы, миграционного кризиса, растущего экономического неравенства и так далее.
Отправной точкой спекуляций на тему ухода Меркель и связанных с этим последствий для евроинтеграции и внешней политики Германии является патентный провал Евросоюза. По крайней мере, с точки зрения общественного консенсуса/демократической легитимности это равнозначно «дефициту демократии». Экономический спад, сложности в финансировании, отсутствие единой конституции, недостаточная сплочённость в решении общих проблем, от долгов до миграционных потоков, всё это является ограничениями текущего состояния внутренних европейских отношений. Не только Греция, Великобритания, Италия и страны Восточной Европы имеют проблемы и сталкиваются с критикой в рамках Европейской институциональной архитектуры, но и Германия, ведущая страна в Европе. Критиков более чем достаточно, и многие люди больше не видят причин для сохранения Евросоюза.
Примером может служить последний «диалог» между еврокомиссарами и итальянским правительством. Многие эксперты, от США до Европы (например, эксперты и специалисты JP Morgan и Deutsche Bank), поддержали рационализм итальянского государственного бюджета и выбор экономической политики просто потому, что правительство пытается двигаться против течения в отношении прошлого. Причины в том, что политика жёсткой экономии уже доказала свою неэффективность и пагубность, и многие в ЕС признают эту реальность, в отличие от нынешнего истеблишмента Евросоюза.
Эпоха, грядущая после ухода Меркель, грозит дальнейшей нестабильностью в Европе, что следует из некоторых журналистских опросов. Эта неопределённость даст больше свободы действий для внутренней реорганизации в пользу реформ Европейского Союза. Недовольство людей традиционными партиями имеет место, и вполне понятно в связи с их неудачной политикой. Основной риск это нарастание ксенофобских настроений с намерениями дистанцирования от Европы, и продвижение слепого национализма.
Большая неопределённость и запрос на европейские институциональные реформы повлияют на внешнюю политику Германии и, в частности, на китайско-германские отношения. Меркель 11 раз была в Китае с визитом, и, несмотря на недавно введённые ограничения для китайских инвестиций в определённые отрасли, экономическое и культурное взаимодействие достаточно прочны и находятся на хорошем уровне. Геополитически Германия находится под влиянием Вашингтона, и этот факт не позволяет установить более хорошие отношения. С частичным окончанием эпохи Меркель должно появиться больше возможностей для развития лучших отношений между Китаем и Европой в целом.
Преемнику Меркель в Германии придётся частично продолжить внешнеполитический курс, сосредоточившись на «сотрудничестве с Францией в реформировании ЕС, постепенном формировании общеевропейской обороны и поддержке европейской «интервенционной инициативы», — пишет Алекс Горка в статье для Фонда стратегической культуры.
Он также добавил ещё один интересный комментарий: «Влиятельные партии, не входящие в правящую коалицию — Свободная демократическая партия, Левые и Альтернатива для Германии — выступают за изменение немецкой политики в отношении России, отдавая приоритет более ценностно-ориентированному подходу».
Европа переживает фазу самоанализа, и это даст большую свободу действий другим геополитическим силам. В то же самое время, как это происходит в Италии, Германия после ухода Меркель могла бы стать более открытой в отношении России и Китая.
В экономическом и геополитическом планах Европа должна стать менее зависимой от Вашингтона, чтобы самостоятельно управлять своими внутренними и евразийскими отношениями. И деловое сообщество и многие общественные круги разделяют понимание этой необходимости. Ради удовлетворения потребности в энергоносителях Меркель присоединилась к России в рамках проекта «Северный поток-2» и сохранила ядерную сделку с Ираном. Однако в отношении введения антироссийских санкций из-за «украинского вопроса» и оказания давления на Китай ради проведения последним экономических реформ в западном стиле, Меркель предпочла подчиниться Вашингтону. Помимо этого, недавний четырёхсторонний саммит в Стамбуле, по мнению ряда аналитиков, продемонстрировал, что Россия может сотрудничать с членами ЕС для стабилизации Сирии. Очевидно, что возможны ещё многие варианты. Если, к примеру, на смену Ангеле Меркель придёт Фридрих Мерц, как предполагает газета Frankfurter Allgemeine, то держаться на расстоянии от Вашингтона будет невозможно.
Как объяснялось в предыдущих статьях об изменениях в трансатлантических отношениях, этот исторический период при администрации Трампа и слабеющей Европе проявит новые трения, но также и новые возможности для проведения европейских реформ, направленных на геополитическое переориентирование.
Германия может воспользоваться своими шансами, как и остальная Европа, которой следует найти точку равновесия между ограничениями со стороны США и возможностями, включая жизненно важные связи, на Востоке.
В неопределённом сценарии, по которому движется Европа, постепенный выход из НАТО видится необходимым решением, над чем Макрон и Меркель желали бы работать, однако пока ещё результатов нет.