Единственный российский авианосец с непростой судьбой, «Адмирал Кузнецов», в последний раз участвовал в деле в 2016 году, оказывая поддержку правительственным силам в Сирии. Участие авианесущего крейсера в этой кампании оказалось не самым удачным для России, поскольку было омрачено потерей двух самолетов палубной авиации при попытке сесть на крейсер. Когда срок его миссии подошёл к концу, «Адмирал Кузнецов» направился обратно в российские воды, нещадно чадя густым чёрным дымом из своей трубы, в сопровождении океанского буксира, на всякий случай находившегося рядом, так как не было уверенности в способности старого крейсера самостоятельно пройти весь путь.
В некотором смысле «Адмирал Кузнецов» является авианосцем только по названию. В то время как другие страны используют свои авианосцы для грозного проецирования силы, российский авианосец, скорее, обуза на поле боя, и он даже заработал обидное прозвище «корабль позора» от министра обороны Великобритании Майкла Фэллона. Как бы то ни было, Россия продолжает поддерживать боеготовность корабля в составе своего надводного флота, поскольку его наличие позволяет России оставаться в рядах избранных стран, имеющих в своём распоряжении авианесущие корабли. Учитывая опору России на свои ядерные силы как оружие Судного дня и не сходящих с заголовков в СМИ боевых роботов для сухопутных войск, нужно понимать, что восприятие России в мире как мощной державы — это тщательно выстраиваемый «карточный домик», в основе которого лежит ловкость рук и дорогостоящее оборудование, в том числе такое проблемное, как «Адмирал Кузнецов».
С момента завершения своего последнего похода российский авианосец находился в плавучем доке, где проводился давно запланированный капитальный ремонт, бюджет которого периодически сокращался в последние несколько лет. Стагнация российской экономики и международные санкции, введённые после присоединения Крыма в 2014 году, вынудили Путина определить приоритеты военных программ с точки зрения эффективности финансовых затрат. В результате финансирование надводного флота было урезано в пользу укрупнения и расширения возможностей подводных сил.
Несмотря на это перераспределение финансов, возвращение «Адмирала Кузнецова» в строй планировалось на 2021 год… до того момента, когда в прошлом месяце плавучий док, в котором он стоял, затонул. Во время инцидента два массивных крана рухнули на лётную палубу авианосца, в результате чего в верхней части корпуса образовалась рваная дыра площадью в 200 квадратных футов, что потребует не одного месяца на устранение последствий. Теперь есть мнение, что этот ремонт никогда не начнётся. У России больше нет достаточно крупных плавучих доков, в которых мог бы разместиться повреждённый авианосец.
Подпись к изображению: Британский эсминец сопровождает авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
«У нас есть замена практически для любого корабля, за исключением «Адмирала Кузнецова», — сказал журналистам глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. – Что касается кораблей первого ранга, то утрата плавучего дока ПД-50 создаёт определённые неудобства».
Действительно, неудобства есть. У России нет достойной замены огромному плавучему доку, что говорит о том, что она не сможет не то что отремонтировать поврежденный авианосец, но даже и продолжить его капитальный ремонт, пока не будет построен новый или поднят со дна и восстановлен старый плавучий док. Пока что рассматривается второй вариант, и по самым оптимистичным оценкам предполагаются, что на восстановление затонувшего дока стране потребуется от шести месяцев до года, а уровень затрат и необходимое для этого оборудование, практически с полной уверенностью позволяют говорить о том, что стране не обойтись без помощи международного сообщества.
У России могут возникнуть некоторые сложности с поиском военно-морских держав, горящих желанием оказать ей помощь в ремонте и возвращении в строй её единственного авианосца. Таким образом, на сегодня и на ближайшую перспективу пациент «Адмирал Кузнецов» скорее мёртв, чем жив.