Забудьте о соевых бобах, об импортных автомобилях, айфонах, сырой нефти, дешевых китайских гаджетах. Дело также не в тарифах, пошлинах и таможенных льготах. И даже не в оружии.
Настоящая причина «торговой войны» США с Китаем не имеет никакого отношения к торговле. Эту причину можно угадать в словах, произнесенных Си Цзиньпином. Посещая завод по производству микросхем в Ухане, глава КНР с неожиданной сентиментальностью сравнил компьютерный чип с человеческим сердцем: «Неважно, насколько могуч человек — его сила зависит от того, насколько крепкое и здоровое у него сердце».
Истинная причина цивилизационного противостояния США и Китая, уже практически переросшего в новую «холодную войну» — стремление Китая быть лидером в технологиях нового поколения, таких, как искусственный интеллект. Председатель Си готов выделить на их развитие не менее 150 миллиардов долларов.
Замыслы Китая вызывают тревогу у США. Именно индустрия полупроводников стала основным полем битвы в «торговой войне» двух стран. И в этой битве у Китая есть явная «ахиллесова пята».
Вашингтон планирует со следующего года ужесточить условия экспорта так называемых «фундаментальных технологий», служащих основой развития самых разнообразных сфер производства. Очевидно, что таким путем США планируют в первую очередь оставить Китай без оборудования для производства чипов.
Это является серьезной проблемой для Китая. Вся мировая индустрия полупроводников держится на 6 компаниях по производству оборудования, 3 из которых базируются в США. Эти компании производят практически все жизненно необходимое оборудование и программное обеспечение для производства чипов. Таким образом, наложенный Вашингтоном запрет на экспорт может отрезать Китаю доступ к самому необходимому.
«Производство полупроводников можно организовать только с помощью продукции крупных компаний-производителей оборудования. Среди этих компаний нет ни одной китайской, — говорит Бретт Симпсон, основатель финансово-аналитической компании Arete Research. — Чтобы воевать, необходимо оружие — а у китайцев нет собственного оружия».
О зависимости китайской индустрии высоких технологий от иностранной продукции свидетельствует то, что за прошедший год Китай импортировал оборудования для производства полупроводников на 300 миллиардов долларов.
Несомненно, китайские компании по производству чипов под покровительством руководства страны, стремящегося догнать в этой сфере Америку, уже сделали большие успехи в разработке, тестировании и упаковке чипов. Некоторые компании — частные и государственные, такие как Tsinghua Unigroup, Cambricon Technologies и HiSilicon – уже занимаются проектированием чипов искусственного интеллекта.
Однако, по-настоящему трудная задача — не разработка чипов, а их производство. «В плане проектирования китайские компании, по меньшей мере, не уступают никому в мире, — считает Ристо Пухакка, президент VSLI Research. — Проблемы у них возникают, когда необходимо создать чип».
Когда китайским предприятиям необходимо модернизировать производство, выбор у них невелик: после слияний, произошедших за последнее десятилетие, в мире осталось не так много поставщиков оборудования.
Первой в этом списке является голландская ASML, производящая фотолитографические установки для печати на силиконовых платах. Эта компания является единственным поставщиком оборудования для фотолитографии в глубоком ультрафиолете, необходимого для создания наиболее актуального в микроэлектронике 7-нанометрового процессора.
Американские корпорации Lam Research и Applied Materials, а также японская Tokyo Electron поставляют оборудование, способное производить миллиарды транзисторов и других активных компонентов микрочипа. Другая американская компания, KLA Tencor, реализует технологии тестирования и мониторинга качества производимых чипов.
Именно зависимость от этих компаний, а вовсе не кризисы на фондовых рынках, является уязвимым местом Китая.
«В 2017 году от 10 до 20 процентов прибыли таких компаний, как Applied Materials, Lam Research и KLA Tencor приходится на поставки в Китай. В 2018 эта доля, скорее всего, вырастет, — говорит Дэн Вонг, аналитик пекинской исследовательской группы Gavekal Dragonomics. — Китай является для них обширным и растущим рынком. Слишком жесткий контроль над экспортом не соответствует интересам этих компаний».
Что же случится, если торговая война приведет к технологическому отставанию Китая от США?
Запрет на экспорт оборудования для производства полупроводников будет означать, что без американских технологий останутся не только китайские предприятия, но и размещенные в КНР заводы Samsung и Intel, хотя для иностранных компаний, скорее всего, будет сделано исключение.
«Одна из задач контроля над экспортом — не допустить продажи технологий гражданам Китая. Объектами этого запрета могут стать как китайские граждане независимо от их местопребывания, так и любое лицо, находящееся на территории Китая», — считает Энтони Капобьянко, партнер вашингтонской юридической фирмы Hogan Lovells.
Запрет также коснется и компаний из других стран. «В производственном плане ASML и Applied Materials тесно связаны. Если устранить одно звено из этой производственно-сбыточной цепочки, у китайских фабрик начнутся проблемы», — считает один из бывших менеджеров ASML.
По словам Ристо Пухакка, компании обладают опытом и секретами производства, накопленными за 40 лет. «Дело не в деньгах. Дело в интеллектуальной базе, а ее нельзя купить».
Однако, Китай не теряет времени: некоторые компании запустили собственное производство оборудования для микроэлектронной промышленности. Среди них можно выделить шанхайскую AMEC, производящую платы и оборудование для упаковки 28-нанометровых чипов, Shanghai Micro Electronic Equipment (SMEE), создающую литографические системы травления чипов, и CETC, государственную оборонную компанию, представившую в августе собственную технологию ионной имплантации.
Однако, решающим в глобальной технологической гонке является то, что ни одна китайская компания пока не сумела разработать оборудование для производства перспективных 7-нанометровых чипов. Технологии, разрабатываемые SMEE, сопоставимы с тем, что ASML производила 15 лет назад. В большинстве нынешних смартфонов используются чипы с транзисторами от 14 до 16 нанометров, в то время как минимальные размеры транзистора на чипе китайского производства — 28 нанометров.
Лишившись поставок зарубежного оборудования, китайские производители также лишатся возможности накапливать практический опыт. «Это удваивает негативный эффект, — считает Бретт Симпсон. — Во-первых, вам необходимо оборудование для заводов. Во-вторых, вам надо уметь с ним обращаться».
Конечно, начав отставать, Китай все равно не сдастся. Даже если США введут ограничения на импорт, китайские предприятия продолжат выпускать полупроводники более ранних поколений, например, аналоговые чипы, используемые в промышленной робототехнике и электроавтомобилях.
Однако, Китаю придется на ближайшее время распрощаться с планами производства продвинутой микроэлектроники с функциями искусственного интеллекта или 5G.
Производство новейших полупроводников связано со сверхдоходами. Тайваньская компания TSMC ожидает в этом году 70-процентного роста прибыли от продаж чипов с транзисторами менее 28 нанометров (4 года назад рост прибыли равнялся 42 процентам). Чрезмерно агрессивная санкционная политика США может вынудить Китай перейти на полное самообеспечение. По прогнозам аналитиков, запрет на экспорт простимулирует создание в Китае собственной полупроводниковой индустрии, включающей все этапы — от разработки до упаковки.
«Запрет на экспорт американского оборудования довольно быстро скажется на производстве микроэлектроники в Китае. В долгосрочной перспективе трудно предполагать, останется ли Китай навеки отстающим в этой сфере, — говорит Дэн Вонг. — Чем активнее американцы пытаются воспрепятствовать проникновению технологий в Китай, тем актуальнее становится для Китая вопрос налаживания собственного производства».
Как бы то ни было, не последнюю роль играет и финансовый вопрос: если Китай готов к масштабным инвестициям в сферу высоких технологий, это даст результат. Своим намерением не только сравнять, но и превзойти Америку в военных расходах Китай создал величайшую в истории «ловушку Фукидида». И если Пекин сосредоточится на финансировании национальной индустрии микроэлектроники, можно быть уверенным, что он останется для США реальным соперником в такой важной области, как гонка высокотехнологичных вооружений.
Полгода назад Майкл Хартнетт из Bank of America заявил, что «торговую войну» между США и Китаем следует рассматривать как то, чем она является на самом деле — «первая фаза новой гонки вооружений, цель которой — достичь долговременного превосходства в таких сферах, как квантовая техника искусственный интеллект, гиперзвуковая авиация, электромобили, робототехника и кибербезопасность».
Создать препятствия для технологического прогресса в Китае — лучший выход для США, медленно, но верно утрачивающих свое превосходство в этой области. Однако, если США смогут выиграть эту битву, не приведет ли это в итоге к победе Китая в войне — сначала торговой, а затем настоящей?