Заявление Белого дома в среду на этой неделе о том, что США одержали победу над «Исламским государством» (террористическая группировка ДАИШ) в Сирии и начинают вывод войск из страны, застало многих врасплох.
Подпись к изображению: Военнослужащие США в штаб-квартире курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG) после турецкого авиаудара по базе курдов на горе Карачок близ города Маликия
Гражданская война в Сирии, которая продолжается уже восьмой год, еще больше осложняется действиями в пределах ее границ вооруженных сил четырех иностранных государств: США, России, Ирана и Турции.
Подпись к изображению: Сирийские школьники проходят мимо американского военного патруля вблизи турецкой границы в городе Хасаки, Сирия, 4 ноября 2018 года
Миссия США в Сирии с самого начала заключалась в том, чтобы разбить террористическую группировку ДАИШ, которая в 2014 году захватила обширные территории Ирака и Сирии. Американский контингент насчитывает около 2 тысяч военнослужащих, в основном сил специального назначения, расположенных главным образом на северо-востоке Сирии.
Американские военные выступают в роли советников и оказывают поддержку, в том числе и авиационную, местным ополчениям, таким как Сирийские демократические силы (СДФ), которые также ведут борьбу против ДАИШ. Ранее Вашингтон оказывал поддержку оружием и обучал бойцов умеренных повстанческих формирований, борющихся с режимом президента Башара аль-Асада, но с начала нынешнего года прекратил ее.
Кроме того, Соединенные Штаты возглавляют коалицию, включающую почти шестьдесят государств, так называемую Глобальную коалицию по борьбе против ДАИШ, которая ведет вооруженное противостояние с боевиками этой группировки и другими экстремистскими формированиями с конца 2014 года.
Подпись к изображению: Военнослужащие российских и сирийских войск стоят на посту около плакатов, изображающих президента Сирии Башара аль-Асада и президента России Владимира Путина на контрольно-пропускном пункте Абу-Духур на восточной окраине провинции Идлиб, 20 августа 2018 года
Россия, давний союзник Сирии, вступила в конфликт в 2015 году, предложив режиму Асада оружие и поддержку с воздуха, а также военную силу на местах. Некоторые наблюдатели полагают, что участие России объясняется также стремлением президента Владимира Путина укрепить свои позиции на мировой арене и обеспечить для Москвы возможности долгосрочного влияния в регионе.
Когда Россия начала свою военную кампанию в Сирии, она заявляла, что преследует «террористов», к которым относятся как группировка ДАИШ, так и другие террористические формирования. Однако, возглавляемая США коалиция неоднократно заявляла, что российская авиация наносит удары прежде всего по повстанческим силам, не принадлежащим к ДАИШ, которые сражаются против правительства Асада.
Участие Ирана в сирийской войне развивалось постепенно, с момента первой вспышки гражданского конфликта в 2011 году, первоначально в форме предоставления режиму военных советников. Позднее оно переросло в полномасштабную военную интервенцию, когда иранское правительство направило свои вооруженные силы и подконтрольные ему формирования в Сирии для военных действий против всех сирийских повстанческих группировок вместе с правительственными войсками Асада.
Благодаря поддержке режима Асада, Тегеран смог сохранить военное присутствие в регионе, направленное против его главных противников – Саудовской Аравии и Израиля. В октябре 2018 года американские законодатели выразили обеспокоенность тем, что Тегеран, возможно, намерен установить долгосрочное присутствие в Сирии.
Согласно отчету, опубликованному Государственным департаментом США в октябре, Иран израсходовал около 16 миллиардов долларов на дестабилизацию обстановки на Ближнем Востоке путем финансирования гибридных войн в разных странах, включая Йемен, Ирак и Сирию.
Турция начала поддерживать некурдские оппозиционные группировки в Сирии, такие как Свободная сирийская армия (ССА) с самого начала гражданской войны. Это объясняется опасениями Анкары, что успехи, достигнутые курдскими военизированными формированиями в Сирии, подтолкнут курдское население Турции к борьбе за независимость.
Турция начала две военные операции в августе 2016 и январе 2018 года, чтобы помочь сирийским повстанческим формированиям отвоевать территорию у боевиков ДАИШ, но еще в большей степени – у курдских «Отрядов народной самообороны». В начале этого месяца президент Реджеп Тайип Эрдоган дал понять, что вскоре турецкие вооруженные силы могут начать новую операцию против поддерживаемых США курдских ополченцев на севере Сирии, где базируется большинство американских войск.
В то время как Турция является частью международной коалиции по борьбе против ДАИШ, возглавляемой США, сотрудничество американских военных с сирийскими курдами серьезно осложнило отношения между Анкарой и Вашингтоном.