В своих стратегических расчётах крупнейшие державы Азиатско-Тихоокеанского региона, как и многие другие страны, не считают Россию главной военной силой в этом ареале. Хотя государства АТР осознают вес России в Европе и на Ближнем Востоке, от них почему-то ускользает, что российские вооруженные силы могут оказать влияние и на их регион, в том числе на Южную Азию.
Растущее влияние России в АТР не привлекает особого внимания региональных СМИ, не обсуждается на местных дискуссионных площадках и в отчётах аналитических центров. Подобная ситуация представляет собой полный контраст с широким освещением российского участия в Европе и на Ближнем Востоке. И тем не менее, геополитическое присутствие России в АТР нарастает.
Не секрет, что военное и экономическое участие России в большей части региона значительно сократилось после распада Советского Союза, однако за истекшее десятилетие Москва значительно нарастила свою военную мощь. Россия продаёт передовые военные технологии странам Азиатско-Тихоокеанского региона, стремясь вывести их на свою геополитическую орбиту. Помимо тесных военных отношений с Китаем и Индией, Россия всё активнее налаживает хорошие отношения со многими странами Южной и Юго-Восточной Азии, включая Бангладеш, Индонезию, Малайзию, Мьянму, Пакистан, Филиппины и Таиланд.
Кроме того, в нескольких странах Азиатско-Тихоокеанского региона Россия создаёт определённые инфраструктурные объекты. Для поддержания их надлежащего функционирования Москва станет необходима этим государствам. Возьмём, к примеру, атомную станцию в Бангладеш, которую строит Россия. Безусловно, эта инфраструктура сделает Дакку зависимой от Москвы в технологических аспектах проекта. Кроме того, Бангладеш закупает у России тяжёлое вооружение и военную технику.
Ранее в этом году многие страны региона были встревожены крупномасштабными военными учениями России, поскольку эти манёвры проводились в её восточной части, которая является частью АТР. Как сообщил австралийский новостной сайт, в военных играх «Восток-2018» приняли участие более 300 тысяч военнослужащих, 36 тысяч танков, тысяча самолётов, вертолётов и беспилотников, а также 80 военных кораблей и вспомогательных судов.
Ещё более настораживающим оказалось участие в этих учениях около 3,5 тысяч китайских военных. Войска из Монголии также присоединились к манёврам.
«Вообразите, что одновременно движется 36 тысяч боевых машин: танки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты – и всё это, конечно, в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке», – гордо заявил российский министр обороны Сергей Шойгу.
Осуждая учения, НАТО заявила, что военные игры «демонстрируют сосредоточенность России на подготовке к широкомасштабному конфликту».