Не слишком ли близко Китай подобрался к Израилю?

Китай ведет строительство двух морских портов на территории Израиля, в населенных пунктах, используемых также для стоянок 6-м флотом США — в Хайфе рядом с основной военно-морской базой израильских ВМС и в Ашдоде неподалеку от Тель-Авива. Это дает повод для беспокойства по поводу возможного будущего военного присутствия в Средиземном море и на Ближнем Востоке.

Подпись к изображению: Израильский моряк швартует подводную лодку «Танин», прибывшую на военно-морскую базу Хайфа

«Китайский гражданский порт в Хайфе примыкает к выходу из военно-морской базы, где дислоцируется подводный флот Израиля. В его составе, по утверждениям иностранных СМИ, имеются подводные лодки с ядерным оружием ответного удара на борту», сообщает израильская газета «Гаарец».

В сентябре «Гаарец» писала: «Никто в Израиле не задумывается о стратегических последствиях происходящего».

25 октября в Хайфу заходит американский эсминец «Арли Берк» с управляемым ракетным оружием на борту, направлявшийся для усиления 6-го флота, штаб которого дислоцируется в Неаполе.

В 2015 году в Хайфе был подписан договор с китайской компанией Shanghai International Port Group (SIPG). В июне началось строительство порта. Согласно договору, Китай получает право пользования портом на 25 лет начиная с 2021 года.

SIPG также подписала меморандумы о взаимопонимании с руководством американских морских портов: в Сиэттле (штат Вашингтон) в 2006 году и в штате Джорджия в 2004. Также в 2006 году было достигнуто соглашение с Испанией по поводу порта в Барселоне.

По данным сайта SIPG, компания также ведет строительство в портах Роттердама, Гамбурга и Лондона, а также в двух японских портах.

Тем временем China Harbor Engineering, одна из крупнейших государственных компаний КНР, ведет портовое строительство в Ашдоде, в 40 километрах к югу от Тель-Авива.

«Этот порт стоимостью 3 миллиарда долларов является крупнейшим в Израиле объектом зарубежного инвестирования. Также это и один из самых масштабных проектов компании China Harbor Engineering”, — написал в ноябре Артур Херман, старший научный сотрудник аналитического центра при Гудзоновском институте в Вашингтоне. Также Херман напоминает: «Почти 90 процентов международных морских перевозок Израиля осуществляется через Ашдод».

Морской порт Ашдода в октябре также посещал корабль ВМС США — эсминец «Росс», присутствие которого «обеспечивает интересы США в зоне операций 6-го флота», как заявлено на сайте американских ВМС.

«Это исторический момент», — заявил израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху в 2017, закладывая совместно с китайскими официальными представителями первый камень нового порта в Ашдоде.

Министерство транспорта Израиля и руководство порта дали согласие на строительство китайских портов в Хайфе и Ашдоде «без какого-либо участия Национального совета безопасности Израиля и командования израильских ВМС», отмечает «Гаарец».

«В первую очередь беспокойство вызывает установление Китаем контроля над стратегически важной инфраструктурой и открывающиеся возможности для шпионажа, — подчеркнул в октябре лондонский журнал Economist. — В Хайфе базируются израильские подводные лодки, по многочисленным данным, имеющие ядерное оружие на борту. При этом сделка с Китаем ни разу не становилась предметом обсуждения в израильском кабинете министров или Совете национальной безопасности Израиля. Один из членов израильского правительства назвал сложившуюся ситуацию шокирующей».

Торговые пути

«В некоторых политических партиях Израиля, а также среди бывших представителей органов национальной безопасности имеются скептики, предупреждающие о возможных угрозах безопасности и трениях с Соединенными Штатами, к которым может привести участие Китая в развитии израильской инфраструктуры», — пишет Эллиот Абрамс, старший научный сотрудник отдела изучения Ближнего Востока при Совете по международным отношениям в Вашингтоне, а также бывший советник по вопросам национальной безопасности при президенте Джордже Буше.

Строящиеся порты являются частью китайской международной инициативы «Пояс и путь», получающую многомиллиардное финансирование от руководства КНР. Проект «Пояс и путь» должен связать Китай со странами Азии, Ближнего Востока и Европы посредством прибыльных сухопутных и морских торговых путей. При этом, по словам Абрамса, Ашдод является ключевым портом для морской торговли с Европой. В одной из недавних публикаций Абрамс отмечает, что создание Китаем портов в Хайфе и Ашдоде происходит в рамках «масштабной трансазиатской стратегии, основанной на трех ключевых слагаемых будущего величия Китая: нефтехимической промышленности, потребительских рынках и передовых технологиях».

Ближневосточные нефть и газ служат топливом для экономического роста Китая. Кроме того, Ближний Восток предлагает огромные рынки сбыта для китайского экспорта, включая товары широкого потребления, электронику и многое другое.

Джилад Коэн, замминистра иностранных дел Израиля, директор департамента Азиатско-тихоокеанского региона, с оптимизмом отзывается о китайских инвестициях в Израиль. «В последнее время мы слышим все больше предостережений против участия Китая в развитии израильских проектов, — заявил Коэн в октябре. — Некоторые даже предлагают полностью пресечь экономическое присутствие Китая в нашем регионе, считая его опасным для нашей экономической самостоятельности. Подобные заявления наносят ущерб отношениям двух наших стран».

«Наша страна полна веры в свои силы. Она без страха открывает двери новым партнерским отношениям. При этом мы продолжаем стоять на страже нашей безопасности и стратегических интересов», — подчеркнул Коэн в своей статье, озаглавленной « Станет ли Израилю слишком тесно от сближения с Китаем?».

Тем временем премьер-министр Нетаньяху в октябре встретился в Иерусалиме с заместителем председателя КНР Ван Цишаня, а также с Джеком Ма — основателем и генеральным директором Alibaba Group, гигантом в сфере интернет-торговли. По словам Нетаньяху, этот саммит «отражает крепнущие связи между нашими странами, нашими экономическими системами и нашими народами».

Ранее, в 2017 году, Нетаньяху посетил Пекин, встретившись с председателем КНР Си Цзиньпином.

Китай установил дипломатические отношения с Израилем в 1992 году, в период, когда у власти в обеих странах находились Дэн Сяопин и Ицхак Рабин. С этого момента на голосованиях в Ассамблее ООН Китай всегда поддерживает позицию Израиля.


Добавить комментарий