Недостаток разведданных для американских войск в Сирии представляет большую угрозу

О потенциальных последствиях политических решений США о выводе войск из Сирии и сокращении вдвое военного присутствия в Афганистане для национальной безопасности много пишется и говорится в СМИ. Однако, в ходе политических дебатов и обмена экспертными взглядами ускользают от внимания очевидные риски, связанные с ограничением доступа к  разведывательным данным, обусловленным такими решениями. Сирия и Афганистан представляют собой районы, наиболее «востребованные» международными террористическими организациями, не говоря о других угрозах, которые также обострятся в связи с ослаблением американской разведки.

Подпись к изображению: Местные жители наблюдают за американским патрулем в сирийском городе Эль-Хасака недалеко от турецкой границы

Военное присутствие за  границей всегда подразумевает развертывание разведывательных структур, предназначенных для решения широкого спектра задач. В Сирии и Афганистане комбинация разведывательных возможностей обеспечивает информацию о террористических угрозах, региональной политической обстановке, событиях на местах, условиях жизни гражданского населения, а также безопасности войск США, международной коалиции, и армии (в случае с Афганистаном).

Ограниченный доступ к человеческим ресурсам, сокращение зоны охвата беспилотных летательных аппаратов и сворачивание сбора технических данных в телефонных или компьютерных сетях – таковы основные потери в области разведки, которые должны быть смягчены с помощью других мер. Это создает дополнительную нагрузку на и без того напряженно работающие разведслужбы, которым приходится устранять риски, и в то же время обеспечивать лиц, принимающих решения в Вашингтоне, а также военных,  информацией по целому  ряду вопросов.

Принятие любых стратегически важных решений о выводе вооруженных сил США без адекватного учета сопутствующего снижения разведывательного потенциала почти наверняка означает, что Соединенные Штаты частично потеряют способность получать разностороннюю информацию об угрозах на местах.

Снижение уровня разведывательной деятельности в Сирии и Афганистане создает для  Соединенных Штатов проблемы, связанные с выявлением и пресечением потенциальных террористических заговоров против Запада, защитой военнослужащих и другого правительственного персонала, которые остаются для продвижения американских интересов и поддержания необходимых связей с другими разведывательными структурами в регионе.

Недавняя история (Афганистан в девяностые годы и Ирак в 2011 году) свидетельствует о том, что неспособность должным образом осуществлять базовые разведывательные мероприятия при выходе из конфликта может создать серьезные трудности для США. Чтобы избежать ошибок недавнего прошлого, Соединенным Штатом следовало бы сосредоточить особое внимание на доступе к разведданным. Это касается всех стран, где сохраняется ограниченное присутствие США.

В девяностые годы в Афганистане Соединенные Штаты и большая часть международного сообщества полностью самоустранились, прекратив финансирование и уступив практически тотальное влияние Пакистану и другим региональным соперникам, которые быстро превратили страну в театр военных действий. Кроме того, американская разведка лишилась необходимой информации о событиях в регионе. Позже из-за этого ограниченного доступа к разведданным администрация Клинтона не смогла своевременно оценить угрозу, которую представляла для Соединенных Штатов террористическая организация Аль-Каеда.

В 2011 году в Ираке, в соответствии с соглашением о статусе войск с правительством Нури аль-Малики, все военнослужащие США должны были покинуть страну к концу года. Не имея в своем распоряжении ничего, кроме посольства в Багдаде, Соединенные Штаты пропустили признаки того, что так называемое «исламское государство» (группировка ДАИШ) устояло во время беспощадной кампании противодействия терроризму, перегруппировалось, и превратилось в значительную региональную угрозу.

Даже минимальное постоянное присутствие могло бы сохранить достаточный разведывательный потенциал в Ираке, который позволил бы увидеть первоначальные признаки нарастающей угрозы, источником которой в конечном итоге оказалась группировка ДАИШ.

В каждом из этих случаев, довольно резкий вывод войск имел еще один дополнительный недостаток, который заключался в уменьшении возможностей поддерживать контакты с союзными государствами и даже негосударственными силами. Такие связи являются жизненно важным, хотя и несовершенным, вкладом в обеспечение «мягкого» вывода вооруженных сил и сокращения военного присутствия США. Внезапный и несогласованный характер недавних заявлений относительно Сирии и Афганистана, рискует вызвать отчуждение тех сил в обеих странах, чьи взгляды и идеи могли бы иметь большое значение после ухода американских сил.

Ситуация в таких странах как Сирия и Афганистан связана с множеством сопутствующих рисков, проблем и потенциальных выгод. По мере продолжения дебатов вокруг вывода войск лидерам было бы полезно учесть важность сбора разведданных в связи с американским военным присутствием в зарубежных странах и его роль в предвидении нынешних и потенциальных угроз.

История ясно недвусмысленно указывает, что в противном случае будущие политики с большой вероятностью столкнутся с непредвиденными кризисами, не обладая при этом достаточной информацией о противниках, которые им будут противостоять.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий