Является ли на самом деле китайская ракета DF-26, прозванная «убийцей авианосцев», столь грозной, как о ней пишут?

Баллистическая ракета средней дальности DF-26, известная также как «убийца авианосцев», была впервые продемонстрирована в 2015 году, но она по-прежнему окружена большим ажиотажем в Китае.

Подпись к изображению: Ракеты DF-26 на параде победы во Второй мировой войне в Пекине в 2015 году

Китайские военные эксперты, на которых ссылается официальный англоязычный веб-сайт Народно-освободительной армии Китая China Military, подчеркивают, что недавние испытания с боевой стрельбой, проведенные ракетными войсками страны, продемонстрировали способность этого снаряда маневрировать в полете и поражать движущийся корабль. По их словам, это является ответом на сомнения Запада в способности КНР нанести удар по авианосцу или любому другому военному кораблю.

Ракеты DF-26, вне всяких сомнений, предназначены для нанесения неприемлемого ущерба военно-морским силам США в западной части Тихого океана, но многие аналитики ставят под сомнение их способность пустить на дно столь крупный корабль. Потопить авианосец – весьма непростая задача даже для все более мощной китайской системы блокировки доступа в зону (A2/AD).

Обладая максимальной дальностью 4 тысячи километров, ракета DF-26 может наносить удары по военно-морским объектам и активам США на тихоокеанском острове Гуам. Согласно утверждениям в СМИ, она способна нести как обычные, так и ядерные боеголовки, а также поражать наземные и морские цели.

Согласно сообщениям китайских СМИ, испытание ракеты DF-26 проводилось «где-то» на северо-западе Китая. Используя изображение из программы китайского Центрального телевидения (CCTV), вышедшей в эфир 8 января, директор проекта из Федерации американских ученых Ханс М. Кристенсен определил местоположение колонны из семи пусковых установок DF-26 на шоссе в провинции Внутренняя Монголия, где у ракетных войск НОАК имеется ракетный испытательный полигон.

Кристенсен заявил в интервью Asia Times, что трудно оценить правдоподобность заявлений Китая о возможностях ракеты DF-26, учитывая, что на самом деле неизвестно, какие факторы входят в китайские испытания поражающей способности этой ракеты, и насколько они реалистичны, а также какими возможностями располагают ВМС США для предотвращения попадания DF-26. Кристенсен в целом скептически относится к публичным заявлениям в отношении возможностей различных вооружений. По его мнению, они, как правило, являются частью пиар-кампании, направленной на то, чтобы напугать потенциальных противников и вселить уверенность в соотечественников.

«Успешный удар ракеты DF-26 по движущемуся кораблю зависит от множества нестабильных звеньев цепочки, которые, вероятно, могут быть разорваны в результате американских контрмер, либо столкнуться с непредсказуемыми атмосферными условиями в реальной боевой обстановке», – сказал эксперт.

В интервью Asia Times в ноябре 2017  года бывший министр ВМС США Джон Ф. Леман преуменьшил важность противокорабельных вооружений. По его мнению, эти системы способны вывести авианосец из строя, но не потопить его – если только он не будет поражен ракетой с ядерной боеголовкой.

Тем не менее, многие воспринимают решение президента США Дональда Трампа о выходе своей страны из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) 1987 года, который запрещает Соединенным Штатам и России производить и развертывать наземные ракетные системы средней и малой дальности, как ответ на стратегическую угрозу со стороны Китая. Дело в том, что ракета DF-26 точно подпадает под действие этого договора.

«Если DF-26 ударит по американскому авианосцу, нет никаких сомнений в том, что даже обычная боеголовка может нанести значительный ущерб судну, – сказал Кристенсен. – Но авианосцы чрезвычайно трудно пустить на дно, что подтверждается их практической деятельностью во время Второй мировой войны и многочисленными серьезными авариями, которые имели место в те годы».

Тем  не менее, датский ученый подчеркнул, что авианосец не обязательно должен быть потоплен, поскольку достаточно лишь нанести непоправимый ущерб его летной палубе, чтобы он не смог запускать самолеты. «Конечно, ядерная боеголовка могла бы полностью изменить ситуацию, но тогда точность удара не будет иметь столь большого значения», – добавил он.

Джошуа Поллак, старший научный сотрудник Центра исследований проблем нераспространения ядерного оружия им. Джеймса Мартина, также считает, что потопить крупный военный корабль не так уж просто. «Достаточно точное маневрирующее оружие, вероятно, может пробить верхнюю поверхность судна и взорваться под палубой. Будет ли этого достаточно, чтобы потопить такое огромное судно, как авианосец – это большой вопрос», – сказал Поллак.

Однако, по его мнению, это, скорее всего, ложная проблема, хотя в настоящее время никто не может наверняка сказать, предназначена ли ракета DF-26 для того, чтобы затапливать крупные корабли, или просто выводить их из строя. Поллак отметил, что один или несколько взрывов, возможно с использованием вспомогательных боеприпасов малой мощности, «могут уничтожить самолеты и экипажи на летной палубе, повредить саму палубу до такой степени, что ее будет невозможно использовать, или вывести из строя «остров» — башню над летной палубой, где расположены трап и командный пункт».

По мнению американского аналитика, воздушные атаки, направленные на выведение авианосца из строя, могу быть даже более целесообразными, чем попытки потопить его. Уничтожение авианосца означало бы непоправимый ущерб национальной гордости Америки и привело бы к гибели более 6 тысяч членов экипажа.

Поллак настаивает на том, что существует слишком большое число переменных величин (точность, тип боевого заряда, проникающая способность), чтобы он мог точно сказать, в чем заключается намерение китайцев. Так, например, эксперт рассказал, что существует методика уничтожения надводных кораблей путем детонации большого заряда взрывчатых веществ под корпусом. «Ударная волна способна расколоть киль корабля, но, что еще хуже, вслед за этим пузырь газа поднимается на поверхность и взрывается, создавая сильную восходящую струю воды, способную прорезать борт корабля снизу доверху», – пояснил он.

Высказывались предположения, что северокорейцы использовали именно этот метод для уничтожения корвета ВМС Южной Кореи «Чхонан» в 2010 году. Тем  не менее, Поллак отметил, что подобная атака, похоже, требует довольно точного размещения центра детонации. «Я не знаю, способна ли баллистическая ракета обеспечить успешную атаку против движущейся цели таким образом», – признал он.

Как бы то ни было, западные наблюдатели полагают, что ВМС США достаточно хорошо оснащены для борьбы с китайскими противокорабельными системами. «Выведение авианосца из строя не исключило бы  способность США наносить удары по целям в Китае или военно-морским группам ВМС НОАК», – сказал Кристенсен. – У Соединенных Штатов много других ударных вооружений, и они в настоящее время вводят новые модели, способные поражать китайские военные цели на море и на суше».


Добавить комментарий