Железнодорожные войска России и их новая миссия

Многие армии мира имеют в своем составе уникальные подразделения. Так, во Франции есть Иностранный легион, а в Америке – мини-армия, известная как Корпус морской пехоты. В России же таким особым родом войск являются железнодорожные войска.

Призванные заниматься строительством и обслуживанием железных дорог, эти войска, судя по всему, являются чем-то средним между военной организацией и государственной службой, подобно Инженерному корпусу в вооруженных силах США, не участвующему в боевых действиях, который часто привлекается к строительству общественной инфраструктуры.

Российские железнодорожные войска насчитывают около 29 тысяч военнослужащих. По данным Центра зарубежных военных исследований армии США, они разделены на четыре корпуса, состоящие из десяти отдельных бригад. Железнодорожные бригады включают несколько типов батальонов, необходимых для строительства и обслуживания железных дорог, в том числе специальных мостостроительных и ремонтных подразделений. Еще одной уникальной особенностью российских ЖДВ является тот факт, что на них возложена эксплуатация нескольких бронепоездов, дислоцированных в южной части России.

В настоящее время Россия планирует провести модернизацию своих железнодорожных войск и направить их в Сирию для восстановления там сети железных дорог. Это коренной перелом в судьбе рода войск, едва не упраздненного после завершения холодной войны. «В ходе реформ конца прошлого десятилетия статус и роль военных железнодорожников заметно снизились. Более того, даже рассматривался вариант полного отказа от них, – пишет российская газета «Известия. – Одной из причин, по которым железнодорожные войска не были расформированы, стала их эффективная работа во время украинского конфликта».

«После начала вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в 2014 году перед железнодорожными войсками была поставлена задача – обеспечить строительство железнодорожной ветки в обход территории Украины, – гласит статья в «Известиях». – Участок дороги Журавка-Миллерово был завершен досрочно. Вклад железнодорожников в строительство этой обходной ветки стал одной из причин, по которым было принято решение о повышении роли этого рода войск».

По мнению доцента Российского экономического университета им. Плеханова Александра Пленджиева, которым он поделился с корреспондентом газеты, следующей будет Сирия. «После победы сирийских правительственных войск над боевиками, наиболее актуальной проблемой станет послевоенное восстановление экономики. Железнодорожное сообщение имеет огромное значение для страны. В связи с этим, в настоящее время рассматривается вопрос о возможном участии российских железнодорожных войск в строительстве и реконструкции системы железных дорог в Сирии.

Роме того,  железнодорожные войска могут сыграть важную роль в наращивании военного потенциала в Арктике. «Другой задачей, которая может быть поставлена железнодорожникам, является строительство отдельных железнодорожных веток для заполярных объектов, которые находятся в зоне ответственности Арктического командования, – сообщают «Известия». – Военные строители могут проложить такие пути гораздо быстрее, дешевле и эффективнее, чем гражданские организации».

«В ходе модернизации будут значительно расширены функциональные и технические возможности железнодорожных войск, – гласит заявление Министерства обороны России. – В их задачи будет входить не только обеспечение транспортного сообщения, но и проведение спасательных операций в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В ближайшее время арсенал железнодорожных войск пополнится новейшими моделями специальной техники, такой как вездеходы, амфибии, самоходные понтоны и др. К 2020 году войска будут полностью переоснащены».

Российские железнодорожные войска во все времена были своего рода аномалией. Так, в годы холодной войны, когда разведслужбы США оценивали Советскую Армию как огромную силу, некоторые эксперты и журналисты задавались вопросом, следует ли относить строителей железных дорог к регулярным воинским частям при подсчете численности личного состава.

В настоящее время железнодорожные войска России укомплектованы на 60 процентов призывниками и на 40 процентов – контрактниками, по словам начальника Главного управления железнодорожных войск России генерал-лейтенанта Олега Косенкова в интервью военной газете «Красная звезда».

В эпоху воздушных путешествий, скоростных автомагистралей и стремительного распространения автономного транспорта, военные железнодорожные строители могут показаться анахронизмом, возвратом к эпохе царизма и локомотивов, медленно пробирающихся по сибирской тундре. Но Косенков подчеркнул, насколько важны железные дороги для России, страны столь обширной, что она простирается через 11 часовых поясов, от Атлантики до Тихого океана.

«Основным способом доставки техники и персонала в нашей стране по-прежнему остается перевозка железнодорожным транспортом. Военно-транспортная авиация не в состоянии перевозить такое количество войск и грузов, какое можно перевезти по железным дорогам. Она может взять на себя решение задач быстрого реагирования, но в основном передислокация осуществляется железнодорожным транспортом», – добавил генерал.


Добавить комментарий