Эксперт: возможно, торговую войну между США и Китаем не удастся прекратить

Эко-геополитическая логика диктует, что две крупнейшие экономики мира должны прекратить свою торговую войну. В сущности, она вообще не должна была начинаться. Тарифы на импорт по принципу «зуб за зуб» наносят ущерб не только обеим сторонам конфликта, но и другим странам, таким как, например, Япония и Южная Корея, участвующим в глобальной цепочке поставок, ориентированной на Соединенные Штаты.

По данным организации «Всемирное торговое партнерство», 2 миллиона рабочих мест в США окажутся под угрозой, если президент Дональд Трамп введет 25-процентный тариф на дополнительный 250-миллиардный объем китайского экспорта. Эксперты вычислили, что существующие взаимные тарифы снизили валовой внутренний продукт США на 0,37 процента и поставили 950 тысяч человек на грань безработицы, а также снизили реальные доходы домохозяйств почти на 900 долларов в год.

Эти экономические потери не должны никого удивлять, потому что большая часть китайского «экспорта» была фактически «сделана Америкой в Китае». Это равносильно введению налога на промежуточную и конечную продукцию США, которое ведет к росту издержек производства и потребительских цен.

Статистика Международного валютного фонда свидетельствует о том, что Китаю также нанесен экономический ущерб, поскольку рост ВВП замедлился с 6,8 процента в 2017 до 6,6 процента в 2018 году. Более того, тарифы породили чувство экономического пессимизма, о чем свидетельствует падение темпов развития рынка недвижимости, сокращение производственных мощностей или даже закрытие предприятий.

Япония и Южная Корея, чьи экономики тесно связаны с китайской и американской, также сильно пострадали. Многие запасные части в продукции американских брендов, таких как Apple, производятся в этих и других азиатских странах. Чем меньше производится планшетов iPad и телефонов iPhone, тем меньше необходимо деталей.

Таким образом, у США и Китая есть более чем достаточно оснований для заключения соглашения о прекращении торговой войны. В этом отношении Китай, похоже, демонстрирует лидерство, поскольку Пекин заявляет о готовности закупать значительно большее количество американских товаров, начиная от продукции сельского хозяйства и заканчивая энергоресурсами, чтобы снизить уровень торгового дисбаланса. Китай также дал понять, что пойдет навстречу требованиям США в решении проблем, связанных с хищениями интеллектуальной собственности и принудительной передачей технологий.

Что касается доступа к рынкам, Китай является более открытым, чем США. Например, согласно результатам исследования чикагской юридической компании Baker McKenzie, с тех пор как Трамп стал президентом, американские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в китайскую экономику выросли, а китайские ПИИ в США упали почти в 10 раз, с 45,6 миллиардов долларов США в 2016 до 4,8 миллиарда в 2018 году.

Администрация Трампа вместе с Конгрессом регулярно блокируют китайские инвестиции по соображениям национальной безопасности. Так, например, правительство не позволило американскому телекоммуникационному гиганту AT&T вступить в партнерские отношения с китайской компанией Huawei с целью вывода на рынок США их смартфонов. До сих пор отсутствуют достоверные сведения, доказывающие факт, что китайское правительство использовало гаджеты Huawei или какие-то иные телекоммуникационные продукты для того, чтобы шпионить за США или любой другой страной.

Разумеется, правительство США должно отдавать себе отчет о последствиях торговой войны. Более того, все обвинения против Китая – не более чем спекуляции. Возникает вопрос: возможно, у Вашингтона имеется какой-то другой мотив для торговой войны?

История свидетельствует о том, что США стремились к доминированию во всех глобальных геополитических и экономических структурах после Второй мировой войны. На Бреттон-Вудской Конференции 1944 года представитель США Гарри Декстер Уайт настаивал на том, что доллар должен быть мировой резервной валютой, а МВФ и Всемирный банк должны находиться под контролем США.

Некоторые историки, принадлежащие к «ревизионистской школе», утверждали, что план Маршалла призван был укрепить господство США. «Щедрая» помощь и кредиты предоставлялись только тем странам, которые придерживались ценностей и норм США. Кроме того, полученные средства должны были использоваться для покупки американской продукции. То есть, хотя план Маршалла помог Европе и Восточной Азии восстановиться после бомбежек Второй мировой войны, его главной целью было блокировать экспансию советского коммунизма, и эта цель была успешно достигнута.

Сегодня рост экономической мощи и влияния Китая рассматривается как угроза, превышающая угрозу бывшего Советского Союза, потому что азиатский гигант приближается к паритету с США в экономическом, военном и технологическом отношении. Хотя вооруженные силы Китая уступают американским, они способны нанести неприемлемый ущерб Америку. Китай быстро сокращает технологический разрыв, а в некоторых направлениях, таких как телекоммуникационные технологии пятого поколения, искусственный интеллект (ИИ) и т.д., он уже превзошел США.

Поскольку технологии 5G и ИИ имеют как экономическое, так и военное применение, политические круги и структуры национальной безопасности США встревожены и полны решимости любой ценой сдержать прогресс Китая в области инноваций. Например, они не только запрещают доступ на американский рынок Huawei и другим китайским телекоммуникационным компаниям, но и принуждают союзников США поступить подобным образом. Вашингтон даже оказал давление на Канаду, после чего финансовый директор Huawei была арестована по обвинению в мошенничестве, когда она сделала остановку в Ванкувере по пути в Мексику.

Соединенные Штаты усиливают напряженность в отношениях с азиатским гигантом в геополитической сфере, разыгрывая политику «двух Китаев» и вводя законодательство, позволяющее правительственные и военные контакты на высоком уровне с Тайванем. Сейчас некоторые сенаторы-республиканцы предлагают пригласить лидера Тайваня выступить на совместной сессии Конгресса. Тем временем, ВМС США усиливают «операции по обеспечению свободы навигации» в Южно-Китайском море и приглашают своих союзников присоединиться.

Короче говоря, политический истеблишмент и руководство спецслужб США намерены не позволить Китаю разрушить американское экономическое, военное и технологическое превосходство. Высокопоставленные чиновники Трампа, такие как Роберт Лайтхайзер, Джон Болтон и Питер Наварро, говорят об этом. Даже сам Трамп заявил, что сделка с Китаем должна включать структурные изменения. Это означает, что китайское правительство должно прекратить субсидировать инновационные усилия государственных и частных компаний.

Приемлемым вариантом для США был бы отказ Китая от своей программы «Made in China 2025», призванной осуществить переход от трудоемкого производства к выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Для достижения этой цели правительство концентрирует свое внимание на высокотехнологичных продуктах, щедро финансирует развитие телекоммуникаций, разработки в области искусственного интеллекта и научные исследования. Эта политика приносит свои плоды, чем и объясняются «жесткие» позиции США в отношении Китая.

Как бы то ни было, китайское правительство едва ли откажется от своей политики, потому что это приведет к отставанию от США на неопределенно долгое время. Кроме того, еще неизвестно, кому больше повредит торговая война, Китаю или Америке. Китайский экспорт в США составляет всего 4 процента от ВВП Китая и состоит в основном из товаров, «сделанных Америкой в Китае». Более того, эта сумма легко может быть поглощена внутренним рынком Китая, насчитывающим 1,4 миллиарда человек, из которых более 400 миллионов принадлежат к среднему классу, то есть их заработок составляет от 12 до 72 тысяч долларов в год. Успешная инициатива «Один пояс, один путь», в которой участвуют 80 стран, является еще одним выходом для китайских товаров. Таким образом, в краткосрочной перспективе китайская экономика пострадает, но, вероятно, в долгосрочной перспективе она станет еще сильнее.

США Должны пойти навстречу Китаю и прекратить торговую войну, которая наносит ущерб экономике обеих сторон. МВФ прогнозирует замедление экономического роста в США, Китае и мире соответственно до 2,5, 6,4 и 3,7 процентов в 2019 году, что на 0,2 процентных пункта ниже, чем в 2018 году, если торговая война будет продолжаться.

К сожалению, политические и силовые структуры США больше заинтересованы в сохранении превосходства, чем в защите интересов страны и народа. Поэтому заключение сделки с Китаем под большим вопросом. И даже если соглашение будет достигнуто, оно может оказаться недолговечным.


Добавить комментарий