Скандалы, связанные со знаменитостями, прочно укоренились в шоу-бизнесе. Под поверхностью усыпанной звездами голливудской Аллеи славы лежат скрытые от посторонних глаз дороги к искуплению и раскаянию самых знаменитых личностей.
Подпись к изображению: Китайская актриса Фань Бинбин выразила раскаяние после проведения в отношении нее крупного расследования относительно финансовых махинаций, использующихся в киноиндустрии Китая
Но в Китае, похоже, наблюдается совершенно иная ситуация. Неподобающее поведение актёра приводит к провалу фильмов с его участием и рассматривается как угроза репутации «Голливуда с китайскими чертами».
Эта проблема воспринимается настолько серьёзно, что более 30 делегатов китайского Народного политического консультативного совета подготовили проект предложения относительно введения «чёрного списка знаменитостей» для того, чтобы защитить индустрию развлечений.
Подобная инициатива представителей кино- и телеиндустрии, внесённая в ходе недавно проходившего в Пекине Всекитайского собрания народных представителей, связана с громким скандалом, произошедшим в прошлом году. Участницей нашумевшей истории оказалась одна из самых знаменитых китайских киноактрис, 37-летняя Фань Бинбин, сыгравшая, в частности, роль Блинк в голливудском блокбастере «Люди Икс: Дни минувшего будущего».
Как отметил один из подписавших предложение делегатов, трудно предвидеть риски скандалов, связанных со знаменитостями. Между тем, по его словам, «такая ситуация способна принести значительные убытки инвесторам и ударить по другим ни в чём не повинным актёрам и актрисам».
Чтобы обеспечить выполнение законопроекта, который может стать законом для всего сектора, в «чёрный список знаменитостей» будут попадать те, кто оказался замешан в скандалы, причём решение о «дальнейшем наказании будет приниматься отраслевыми и юридическими департаментами». В действительности предусматривается введение системы баллов для прошлых и будущих проступков.
Как сообщил один из делегатов на сайте китайского СМИ Caixin, в проекте также предлагается запретить показы сериала или фильма с участием ославившейся знаменитости на срок до шести месяцев.
С прошлого лета китайская индустрия развлечений пребывала в смятении после того, как ведущая китайская киноактриса оказалась под следствием за уклонение от уплаты налогов. Позже она принесла извинения и согласилась доплатить 884 миллиона юаней (128 миллионов долларов).
После серьёзного правительственного расследования относительно финансовых махинаций «китайского Голливуда» Фань исчезла из поля зрения общественности. Позднее она выразила раскаяние по поводу содеянного на своей странице в китайской социальной сети Weibo, где у неё порядка 62 миллионов подписчиков.
«Будучи публичной личностью, я должна была твёрдо следовать законам и нормативным актам, быть образцом для подражания для отрасли и общества, – написала Фань. – Мне не следовало терять самоконтроль или проявлять безответственность в управлении [моими компаниями]. Это привело к нарушению законов ради получения экономической выгоды».
«Без благосклонной политики Коммунистической партии и государства, без народной любви не было бы Фань Бинбин», – добавила актриса в другом покаянном обращении.
Её публичное унижение вызвало поток сообщений о том, что звёзды и кинофирмы попали в поле зрения властей, после чего в рамках кампании «самоанализ и самокоррекция» были возвращены более 1,7 миллиарда долларов недоплаченных налогов. Кроме того, были быстро разработаны новые правила, в том числе касающиеся ограничений на гонорары актёров.
«Помимо деятельности по борьбе с нездоровой конкуренцией, подразумевающей раздувание зарплат для знаменитостей, власти также ужесточат наказание за махинации с налогами и уклонение от их уплаты», – сообщала в то время государственная газета China Daily.
За последние 18 лет ежегодные кассовые сборы в Китае выросли с 863 миллионов долларов до почти 8 миллиардов, что породило новое поколение сверхбогатых знаменитостей. Многие из них помогали продвигать «китайскую мечту» президента Си Цзиньпина и его видение процветающей нации, исполняя роль мягкой силы. Но в Китае всегда существовала «красная линия», вводящая ограничения для «высшего света».
«Если вы [богаты], то, безусловно, в какой-то степени это позволяет вам вести «красивую жизнь». Но вы должны быть очень, очень осторожны, чтобы ни при каких обстоятельствах не пересекать «красную черту» и не стать неугодным в глазах Коммунистической партии Китая (КПК)», – прокомментировал Фергус Райан, кибер-аналитик из Австралийского института стратегической политики.
Некоторые актёры, такие как легендарный герой гонконгских боевиков Джеки Чан, заняли небесспорную позицию и приняли линию КПК. Ещё в 2013 году Чан был назначен в состав Народного политического консультативного совета Китая, что аналогично получению символического «грифа утверждения» от политической элиты Пекина.
«Гонконг стал городом протеста, – заявил Чан годом ранее. – Люди ругают китайских лидеров и протестуют против всего. Власти должны установить, по каким вопросам люди могут протестовать, а по каким вопросам это запрещено».
Весьма спорные замечания актёра перекликаются с его заявлением, сделанным в 2009 году на кинофестивале в Хайнане, когда он сказал зрителям следующее: «Я не знаю, что лучше – иметь свободу или не иметь. В условиях слишком большой свободы общество может прийти в состояние серьёзного хаоса. Всё может закончиться как на Тайване. Китайцев необходимо контролировать, иначе они будут делать всё, что заблагорассудится».
Однако, история Фань была совершенно другой. Когда-то её изображение украшало тысячи рекламных щитов. Кроме того, она была «лицом» роскошных брендов, таких как Cartier и Louis Vuitton. В 2015 году журнал Time даже назвал её самой известной китайской актрисой.
«Жёсткие меры в отношении лиц с высокими уровнями доходов [являются] неотъемлемой частью [национальной кампании], пропагандирующей новый образ скромного патриота, служащего национальному делу, а не частной выгоде», – пояснил Родерик Уай, научный сотрудник Королевского института международных отношений и бывший первый секретарь британского посольства в Китае.
«Это один из сигналов, которые посылает [Коммунистическая партия]. И здесь весьма кстати оказывается такой громкий пример, как Фань Бинбин, которую хорошо знают люди»,– добавил он.
Как бы то ни было, в запутанной атмосфере китайского кино неподобающее поведение за пределами экрана оказалось пагубным деянием. В конце концов, это всё же не Голливуд.