В ответ на просьбу назвать российское контртеррористическое подразделение, большинство людей, вероятно, укажут на элитное подразделение ФСБ «Альфа». «Альфа» задействовалась в событиях конституционного кризиса 1993 года, штурме здания театра на Дубровке («Норд-Ост») и освобождении заложников в Беслане. Однако «Альфу» привлекают только в самых масштабных и сложных случаях.
Для разрешения большинства вооружённых инцидентов – от обезвреживания скрывающихся в домах чеченских террористов до противостояния домашнему насилию – привлекаются региональные команды СОБР (Специальные отряды быстрого реагирования). Уровень оснащённости и подготовки этих подразделений сильно различается в зависимости от обстановки в регионе.
Как и в случае многих европейских элитных полицейских подразделений, основа для создания СОБР была заложена в 1970-х годах, после теракта на Олимпийских играх в Мюнхене. В рамках подготовки к летним Олимпийским играм 1980 года в Москве было сформировано первое специальное полицейское подразделение под руководством советского МВД. Это произошло 9 ноября 1978 года в соответствии с приказом 0707. Тогда это подразделение называлось ОМОН (Отряд милиции особого назначения). Именно оно считается предшественником СОБР в России. Как полагают, функции тогдашних отрядов ОМОН отличались от деятельности подразделений, которые носят это название сейчас.
Новобранцы набирались из полиции (тогда милиции) на конкурсной основе, причём предпочтение отдавалось тем, кто служил раньше в ВДВ и армейском спецназе. Хотя деятельность подразделения во время Олимпиады 1980 года была признана успешной, после Игр оно было сокращено на 30 процентов ввиду отсутствия необходимости в таком специализированном подразделении. Свою первую задачу команда выполнила в апреле 1981 года, уже после Игр. Тогда был захвачен человек, который забаррикадировался в квартире после того, как застрелил молодую девушку и её отца из охотничьего ружья.
В 1987 году, в связи с усилением этнической напряжённости и ростом преступности, был создан ОМОН – специальное полицейское подразделение с отделениями в разных советских городах и регионах для борьбы с серьёзными преступлениями и для разрешения некоторых ситуаций, связанных с применением насилия. Это привело к небольшой путанице, поскольку меньший по размеру и более элитный московский отряд также назывался ОМОН до того, как его переименовали в ОМСН (Отряды милиции специального назначения) в 1988 году. Определённое совпадение функций ОМОН и СОБР как сил вооружённого реагирования сохраняется и по сей день; однако СОБР считается лучше подготовленным, более оснащённым и специализированным. ОМОН чаще всего используется в случае массовых беспорядков, а не вооружённых инцидентов, хотя они подготовлены и для таких событий.
Создание многочисленных региональных подразделений СОБР произошло только после распада Советского Союза, в 1992 году, для борьбы с организованной преступностью. Изменения в обществе, вызванные разрушением государства и относительной неэффективностью полиции в условиях серьёзного вооружённого сопротивления преступников, обусловили необходимость создания специальных групп для борьбы с бандами. Они были созданы по шаблону элитной московской команды ОМСН и переданы под контроль подразделения МВД по борьбе с организованной преступностью (РУБОП / РУОП). Личный состав этих команд набирался из крупных отрядов ОМОН. ОМОН также продолжил свою деятельность под командованием МВД.
Первоначально создаваемые для борьбы с организованной преступностью, подразделения СОБР вскоре оказались на линии фронта в борьбе против террористов из Чечни и Дагестана. Так, команды СОБР участвовали в освобождении заложников в Минеральных Водах и Махачкале. В ходе Первой чеченской войны, начавшейся в декабре 1994 года, их развернули в Чечне наряду с другими подразделениями (ОМОН МВД, Внутренними войсками МВД, элитными частями ФСБ, армейским спецназом и ВДВ).
Группы СОБР со всей России в качестве штурмовых групп участвовали в разрешении большинства крупных кризисов, связанных с освобождением заложников. Сюда относятся такие события, как захват здания театра на Дубровке («Норд-Ост») и больницы в Будённовске, теракты в Кизляре, Первомайском, Гудермесе, Беслане и Грозном. За время этих операций многие офицеры СОБРа получили правительственные награды, некоторым было присвоено звание «Герой Российской Федерации», иногда и посмертно.
После нескольких переименований название СОБР окончательно утвердилось в 2012 году. В 2016 году управление над подразделениями СОБР, наряду с ОМОН и ВВ, было передано из МВД новой структуре – Росгвардии. Это фактически лишило МВД каких-либо реальных контртеррористических или военизированных оперативных сил. По состоянию на 2016 год в составе СОБР насчитывалось 87 отрядов, в которых состояло примерно 5,2 тысячи человек.
Степень оснащённости команды СОБР обычно зависит от уровня финансирования региона. Команды СОБР из обеспеченных городов, такие как подразделение «Викинг» из Калининграда, часто напоминают западные отряды специальных операций, щеголяя американскими оружейными аксессуарами и камуфляжем. Команды из менее богатых городов, такие как «Рубин» из Новгородской области, используют армейские автоматы АК-74М и шлемы девяностых годов. Одними из наиболее оснащённых команд СОБР являются «Гранит» из Санкт-Петербурга и «Булат» из Московской области. Что характерно, СОБР «Терек» в Чечне также очень хорошо экипирован. Распространённой среди подразделений СОБР особенностью является широкое использование индивидуальных адаптаций экипировки. Было замечено оружие необычной расцветки и «воодушевляющие» военные нашивки, которые не часто встречаются в регулярных частях российской армии или полиции.
Обучение состава СОБР, в основном, соответствует стереотипам тренировки элитного полицейского подразделения: стрелковая подготовка, обучение рукопашному бою и технике проведения штурмовых операций в городских условиях. Все члены СОБР являются офицерами полиции (сейчас Росгвардии); до включения в состав подразделения они проходят психологическое тестирование. В тактическом плане обычно имеется поддерживающее подразделение, которое обстреливает здание из тяжёлых орудий и снайперских винтовок, чтобы держать обороняющихся под давлением. Штурмовые группы, как правило, вооружены баллистическими щитами и различными штурмовыми автоматическими винтовками, пистолетами и пистолетами-пулемётами.
В отличие от ОМОН, который в значительной степени отвечает за общественную безопасность, СОБР фокусируется на проведении небольших тактических акций, таких как спасение заложников, урегулирование вооружённых инцидентов и защита свидетелей (добавлено к задачам подразделения в 1995 году). Примечательно, что в составе СОБР есть группы переговорщиков, которые пытаются разрешать ситуации мирным путём. Функции СОБР в значительной степени те же, что у элитной команды «Альфа», просто СОБР проводит работу на региональном уровне. Тем не менее, есть также элитные федеральные команды СОБР, такие как «Рысь», которые осуществляют деятельность на всей российской территории. Относительно небольшой состав СОБР (5,2 тысячи против 40 тысяч в ОМОН) отражает их более узкую направленность.
Если сравнивать с такими подразделениями, как ОСН «Витязь», которые являются самостоятельными формированиями спецназа во внутренних войсках, то отряды СОБР сильнее сосредоточены на общественной безопасности и небольших городских операциях. ОСН «Витязь» в большей степени участвуют в военизированных штурмовых операциях, таких как ликвидация террористических ячеек в сельской местности и рейды в лесах. Численность ОСН даже меньше, чем СОБР, вследствие специфики их задач. Однако в крупномасштабных контртеррористических операциях обычно участвуют подразделения СОБР, ОСН, ОМОН и ФСБ из-за больших потребностей в личном составе. В последние годы СОБР также занимается борьбой с теневым банковским сектором и отмыванием денег. Кроме того, они продолжают выполнять функции по борьбе с организованной преступностью, хотя потребность в этой деятельности снизилась по сравнению с 1990-ми годами.