В этом месяце исполняется 16 лет с момента начала американского вторжения в Ирак. В 2003 году президент Джордж Буш-младший и его советники выдвигали аргументы в пользу необходимости этой войны, основанные на идее, что иракский диктатор Саддам Хуссейн обладает оружием массового поражения. Впоследствии никаких следов этого оружия так и не было найдено. Тем не менее, с тех самых пор провозглашенная президентом Бушем «глобальная война с террором» так и продолжается, как в самом Ираке, так и во многих других странах.
Не пора ли задуматься о том, во что обошлась эта война, самая продолжительная в истории Соединенных Штатов, американцам и другим народам мира?
Прежде всего, коснемся экономических издержек: согласно оценкам, опубликованным авторами проекта Costs of War, который осуществляется Уотсоновским институтом международных и государственных проблем, с 2001 года, когда Соединенные Штаты начали свое вторжение в Афганистан, война с террором обошлась американским налогоплательщикам в поистине астрономическую сумму – 5,6 триллионов долларов.
Эта цифра, которая с трудом поддается человеческому воображению, включает не только непосредственные издержки Пентагона на военные операции, но также будущие обязательства, такие как расходы на социальное обеспечение для постоянно растущего числа ветеранов боевых действий в разных горячих точках планеты после 11 сентября 2001 года.
Большинству из нас трудно даже понять, насколько это много – 5,6 триллиона. Это означает, что с тех пор американцы тратят на войну 32 миллиона долларов в час, если верить подсчетам, сделанным участниками «Проекта национальных приоритетов», который ведется Институтом политических исследований.
Другими словами, с 2001 года каждый американский налогоплательщик истратил, по крайней мере, 24 тысячи долларов на войны в далеких странах. Примерно в такую сумму обходится в среднем первоначальный взнос за дом, новый автомобиль Honda Accord, или год обучения в государственном университете.
Однако, сколь ошеломительными ни выглядели бы эти цифры, любые бюджетные расходы бледнеют в сравнении с человеческими жертвами. По состоянию на 2015 год, когда участники проекта Costs of War опубликовали результаты своих последних расчетов, в результате прямых последствий войны в Ираке погибли до 165 тысяч мирных жителей страны, а также около 8 тысяч американских солдат и военных контрактников.
С тех пор эти цифры лишь продолжают расти. В результате воздушных ударов международной коалиции во главе с Соединенными Штатами в Ираке и Сирии в 2017 году было убито до 6 тысяч гражданских лиц. Это больше, чем за любой из предыдущих лет, по данным правозащитной организации AirWars, специализирующейся на мониторинге ущерба, наносимого ударами с воздуха в вооруженных конфликтах по всему миру.
Помимо этих людей, погибших непосредственно от бомб и ракет, по меньшей мере в четыре раза большее количество жертв в Ираке связано с побочными эффектами войны, такими как голод и недоедание, катастрофическое ухудшение состояния окружающей среды и разрушение инфраструктуры.
Так, например, с момента вторжения в Ирак международной коалиции во главе с Соединенными Штатами, иракской национальной системе здравоохранения был нанесен непоправимый ущерб: госпитали и клиники были уничтожены бомбовыми ударами, практически прекратились поставки лекарств, в уцелевших медицинских учреждениях отсутствовало электроснабжение, а тысячи врачей и прочих медицинских сотрудников покинули страну.
Между тем, война продолжает распространяться, уже не ограничиваясь территорией Афганистана, Ирака или Сирии, как думают многие американцы, получающие информацию из ведущих средств массовой информации. Действительно, вооруженные силы США наращивают тайную невидимую сеть антитеррористических операций по всему миру. Сегодня речь идет о 76 странах, что составляет около 40 процентов всех стран нашей планеты.
В октябре прошлого года новости о четырех «зеленых беретах», убитых боевиками местного филиала террористической организации ДАИШ в западноафриканской стране Нигер, дали американцам некоторое представление о том, насколько широкой является эта сеть. И вместе с ее разрастанием множатся разрушительные последствия милитаризма для народов всех этих стран.
Мы должны спросить себя: Стоят ли результаты этих гигантских, невообразимых затрат и жертв? Достигли ли США хотя бы самой ничтожной части своих целей, приблизив мир к снижению глобальной террористической угрозы? Ответом на эти вопросы может быть только громкое «нет».
Действия Соединенных Штатов в Ираке и других странах Ближнего Востока привели лишь к эскалации политических потрясений и усилению внутренних беспорядков. Коалиция во главе с США воспринимается местным населением не как освободительная сила, а как агрессор. Это способствует активной вербовке новых повстанцев, и в результате в настоящее время на Ближнем Востоке имеется больше террористических группировок, чем когда-либо прежде.
До тех пор, пока самые широкие круги американской общественности не поймут этого и не начнут призывать к прекращению глобальной войны с террором, гигантские и стремительно растущие издержки – экономические, человеческие, социальные и политические – будут лишь накапливаться, создавая предпосылки для будущих кровопролитных конфликтов.