Грустно смотреть на то, что Соединённые Штаты Америки стали империей зла. Я служил в американской армии во время войны во Вьетнаме и работал в Центральном разведывательном управлении во второй половине холодной войны. За эти годы я мог изнутри наблюдать за тем, как прагматичная, в сущности, политика национальной безопасности постепенно превращалась в двухпартийную доктрину, которая представлялась непременным условием доминирования Вашингтона.
Когда распался Советский Союз, появилась возможность раз и навсегда положить конец двустороннему ядерному противостоянию, которое угрожает уничтожением всего живого на планете. К сожалению, она была безрассудно упущена, поскольку президент Билл Клинтон, напротив, предпочёл унизить Россию, и без того деморализованную и практически оставшуюся без лидера, и использовать НАТО для её сдерживания.
«Американская исключительность» стала своего рода боевым кличем для федерального правительства, которое становилось всё более и более невежественным, а также для американского общества, сбитого с толку СМИ. Когда произошла трагедия 11 сентября, страна была готова наброситься на весь остальной мир. «В городе появился новый шериф, и вы либо с нами, либо против нас», – прорычал президент Джордж Буш. Вслед за этим последовали события в Афганистане, затем в Ираке. Потом, в духе межпартийного сотрудничества, демократам пришла в голову идея ливийской кампании, после чего начались первые серьёзные столкновения в Сирии.
На сегодняшний день можно видеть, как Соединённые Штаты практически еженедельно угрожают Ирану и разрывают соглашения с Россией о контроле над вооружениями, одновременно продолжая развёртывание американских сил в Сирии, Ираке, Афганистане, Сомали и таких государствах, как Мали. По всему земному шару разбросано 800 американских военных баз, в то время как у главных врагов Вашингтона, которыми на сегодняшний день являются Россия и Китай, не наблюдается и близко ничего подобного – у Москвы есть одна зарубежная база, у Пекина – вообще ни одной.
Превращение Соединённых Штатов во враждебную и в какой-то степени непредсказуемую силу не осталось незамеченным. Россия признала, что война идёт независимо от отношений с Трампом, и наращивает свои силы. Хоть США и тратят на «оборону» почти в десять раз больше, по некоторым оценкам, российская армия лучше экипирована и более боеспособна.
Но даже с учётом всех внушающих ужас решений, принимаемых в Белом доме, есть ещё одна организация, которая намного безумнее и, возможно, даже более опасна. Это Конгресс, который является законодательным органом Соединённых Штатов. Неудивительно, что всего 18 процентов американцев положительно воспринимают его деятельность.
В Сенат внесли законопроект, первоначально озаглавленный как «Закон о защите американской безопасности от кремлёвской агрессии от 2019 года», которому был присвоен номер S-1189. В соответствии с этим документом, Сенат «…потребует, чтобы государственный секретарь определил, должна ли Российская Федерация быть признана в качестве государства, спонсирующего терроризм, и должны ли финансируемые Россией вооружённые формирования на Украине быть признаны иностранными террористическими организациями». Законопроект был внесён сенатором-республиканцем Кори Гарднером из штата Колорадо; его соавтором выступил демократ Роберт Менендес от штата Нью-Джерси.
Нынешняя версия законопроекта была представлена 11 апреля, и пока отнюдь не ясно, какую поддержку он может на самом деле получить. Однако сам факт его появления должен беспокоить любого, кто считает, что высшие интересы всего мира требуют не допустить прямой военной конфронтации между США и Россией.
В пресс-релизе Гарднера, который давно настаивает на том, чтобы Россия была внесена в список государств, спонсирующих терроризм, февральская версия законопроекта описывается как «… комплексный законодательный акт, [который] направлен на усиление экономического, политического и дипломатического давления на Российскую Федерацию в ответ на вмешательство России в демократические процессы за рубежом, пагубное влияние в Сирии и агрессию против Украины, в том числе в Керченском проливе». «Законодательный акт формирует всеобъемлющий политический ответ с целью улучшения позиций правительства США в борьбе с агрессией Кремля путём создания новых управлений по координации киберзащиты и санкций. Законопроект поддерживает НАТО и не позволяет президенту вывести США из Североатлантического альянса без голосования в Сенате. Он также увеличивает санкционное давление на Москву за её вмешательство в демократические процессы за рубежом и продолжающуюся агрессию против Украины», – утверждается в пресс-релизе.
Сенаторы не принимают в расчёт тот факт, что определение предполагаемых кремлёвских суррогатных сил в качестве «иностранных террористических организаций» эквивалентно объявлению войны против них американскими военными. Лицемерное обозначение России в качестве государства, спонсирующего терроризм, представляется не менее скверным, поскольку это явным образом не соответствует действительности.
Однако настоящий вред исходит от самого существования подобного законопроекта. Он укрепит позиции сторонников жёсткой линии с обеих сторон, гарантируя, что в обозримом будущем не будет сближения между Вашингтоном и Москвой, а это плохо для всех участников. Вопрос заключается в том, можно ли охарактеризовать сложившуюся ситуацию как непреднамеренное следствие неразумного принятия решений или возможно, что-то более зловещее с участием глубоко коррумпированного конгресса и администрации.