Достижение целей в условиях ограниченности ресурсов: стратегия Ким Чен Ына

Находясь в Японии на этой неделе, президент США Дональд Трамп в очередной раз выявил разногласия, существующие между Америкой и ее союзниками, а также внутри его собственной администрации, по вопросу о северокорейской ядерной проблеме. В отличие от него, северокорейский диктатор Ким Чен Ын без особого шума формирует новый единый фронт с Китаем и Россией, в значительной степени в ущерб интересам США в Тихоокеанском регионе.

VLADIVOSTOK, RUSSIA — APRIL 25: (RUSSIA OUT) Russian President Vladimir Putin (R) greets North Korean Leader Kim Jong-un during their meeting on April 25, 2019 in Vladivostok, Russia. Russian President Putin and North Korean leader Kim Jong-un met on the Pacific port city of Vladivostok on Thursday during their first ever summit. Reports have indicated that Pyongyang’s nuclear programme will be at the top of the list of issues to discuss as the meeting between both leaders came soon after a failed summit between Kim and U.S. President Donald Trump in Hanoi, which ended without an agreement made.(Photo by Mikhail Svetlov/Getty Images)

Скорее всего, Китай, Россия и Северная Корея не действуют по единому сценарию, но они, похоже, решили разделить обязанности и действовать соответствующим образом. Ким Чен Ын выполняет свою работу на Корейском полуострове, используя стремление южнокорейского президента Мун Чже Ина к сближению между двумя странами, чтобы вбить клин между Южной Кореей и Соединенными Штатами. Он даже рассматривает возможность переговоров с японским премьером Синдзо Абэ, который отчаянно пытается не оказаться за бортом переговоров на высшем уровне.

Китай, тем временем, играет свою традиционную роль как самый влиятельный партнер Пхеньяна. Игнорируя требования США, чтобы Ким Чен Ын отказался от своей ядерной программы, прежде чем будут ослаблены санкции против Северной Кореи, Китай предлагает, чтобы ослабление санкций было использовано в качестве меры укрепления доверия на пути к политическому урегулированию.

В свою очередь, Россия, которая принимала участие в провалившихся переговорах по сворачиванию северокорейской ядерной программы более десяти лет назад, сейчас выступила на стороне Ким Чен Ына. В апреле северокорейский лидер и российский президент Владимир Путин впервые встретились во Владивостоке. Отвергнув идею о том, что гарантии безопасности со стороны США и Южной Кореи могут быть достаточно весомым аргументом, чтобы убедить Ким Чен Ына провести денуклеаризацию, Путин призвал к возобновлению переговоров с участием России и Китая.

Это китайско-российско-северокорейское сотрудничество, по всей вероятности, будет продолжаться. Ким Чен Ын уже завел привычку звонить президенту Китая Си Цзиньпину до и после своих встреч на высшем уровне с Трампом, и его режим, вероятно, будет теперь более часто контактировать с Кремлем. Все это не сулит ничего хорошего для интересов США на Корейском полуострове. Хотя Россия и Китай, вероятно, будут и дальше разглагольствовать о необходимости денуклеаризации, ни одна из этих стран никогда не пыталась всерьез препятствовать северокорейской программе разработки ядерных вооружений.

Готовность Китая и России терпеть ядерную Северную Корею отражает их стратегический расчет. Даже несмотря на том, что они часто бывают недовольны поведением Ким Чен Ына, их главным приоритетом является укрепление его режима. Если бы он рухнул, вероятным исходом было бы воссоединение Кореи под властью Сеула. Таким образом, у самых границ Китая и России появился бы союзник США, а возможно и американские войска. Принимая во внимание это обстоятельство, ни одна из этих стран, вероятно, не станет ограничивать поставки нефти Пхеньяну под давлением санкций, а в случае с Китаем, и растущую трансграничную торговлю.

Более того, Китай и Россия смогут извлечь большую выгоду для себя, играя более заметную роль в корейской ядерной проблеме. Режим Ким Чен Ына требует, чтобы американские войска были выведены не только с Корейского полуострова, но и из всей западной части Тихого океана. А это полностью отвечает интересам Москвы и Пекина. Между тем, дополнительное внимание к размещению американских войск в Азии обеспечивает почву для политических маневров, особенно теперь, когда Трамп вышел из договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) 1987 года с Россией. Как Россия, так и Китай обеспокоены размещением американской системы ПРО THAAD в Южной Корее.

Впрочем, китайско-российское сотрудничество не ограничивается лишь Корейским полуостровом. Поскольку западные санкции в ответ на аннексию Крыма в 2014 году начали наносить ущерб российской экономике, Китай в последние годы становится для России все более важным рынком и источником инвестиций. И теперь, когда Китай вытесняет Америку из Азии, у России появляется все больше оснований для улучшения отношений с новой великой державой. В то же время, Москва углубляет свои связи с другими странами региона, планируя, например, к 2020 году утроить объем взаимной торговли с Вьетнамом.

Китаю Россия предлагает не только энергоносители и сырье, но и, что более важно, потенциальное военное партнерство. Россия может предоставить оборонные технологии и преимущества, связанные с совместными военными учениями. А в случае возникновения вооруженного конфликта, она может стать главным союзником Китая в Азии. Принимая во внимание недавние угрозы Трампа в Twitter начать ядерную войну против Северной Кореи, было бы удивительно, если бы в военных стратегиях России и Китая не было предусмотрено планов на случай непредвиденных обстоятельств на Корейском полуострове.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий