Американский эксперт: как Россия продвигает «постзападный» мировой порядок

Усилия России по поддержанию внешних признаков того, что она является нейтральным арбитром в ближневосточном конфликте, а также эффективная политика по углублению связей с Пекином помогли Москве расширить свое геополитическое влияние, несмотря на такие серьезные внутренние проблемы как стареющее население и ослабленная экономика, говорит эксперт в области внешней политики Анджела Стент.

При президенте Владимире Путине Россия вернулась на Ближний Восток, причем сделала это в высшей степени успешно, «заняв более выгодную позицию, чем когда-либо имел Советский Союз», сказала Стент, занимающая в настоящее время пост директора Центра  евразийских, российских и восточноевропейских исследований при  Джорджтаунском университете.

«При Путине Россия не выбирает сторону в конфликте, – сказала Стент в беседе с обозревателем CBS News по вопросам национальной безопасности Майклом Мореллом. – Теперь русские представляют собой единственную силу в регионе, которая ведет переговоры со всеми сторонами и во всех региональных спорах – с Ираном и шиитскими группировками, со всеми суннитскими государствами, и, разумеется, с Израилем».

«Москва ведет себя исключительно прагматично. Это в корне отличается от прежнего советского идеологического подхода», – заметила она, добавив, что такая позиция помогла России укрепить отношения одновременно и с Тель-Авивом и с Эр-Риядом, двумя ближайшими союзниками США.

«Соединенные Штаты, безусловно, гораздо более могущественная страна, чем Россия. И Россия не в состоянии заменить США на Ближнем Востоке ни в военном, ни в экономическом отношении, – считает эксперт. – Но при этом Соединенные Штаты никто не рассматривает в качестве нейтрального арбитра».

В упомянутом интервью Майклу Мореллу для его еженедельного подкаста «Вопросы разведки» Стент сказала, что Путин развивает «инструментальные», то есть служащие определенным целям, отношения с Китаем. В том числе речь идет о расширении военного сотрудничества, которое способствует продвижению обоюдных интересов на мировой арене и отвечает комплементарному мировоззрению Москвы и Пекина.

«Россия и Китай – две страны, которые считают, что мировой порядок, сложившийся после завершения холодной войны, не учитывал их интересы, и что они заслуживают более важной роли и более обширных полномочий», – сказала Стент в разговоре с Морелом. – И Москва, и Пекин решительно настроены на формирование того, что они называют «постзападным мировым порядком».

Вмешательство России в конфликт в соседней Украине, а также ее участие в многолетней войне в Сирии и нынешние попытки повлиять на ход политического противостояния в  Венесуэле – это те области, где, по словам Стент, Кремлю удалось отстоять некоторые национальные интересы при минимальных издержках.

«Итак, они сегодня в состоянии расширять свое геополитическое и военное влияние, не прибегая к масштабным затратам и весьма эффективно, особенно в тех сферах, где им удается застать Запад врасплох, или где Запад не хочет давать отпор», – сказала она.

По мнению Стент, Путин извлек полезные и широко применимые уроки из своего увлечения борьбой дзюдо и опыта работы в советских службах безопасности. Эти навыки, говорит она, позволяют ему достигать преимуществ каждый раз, когда внимание Запада отвлечено на другие проблемы.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий