Индия, Россия, Китай: уроки Бишкека

Как известно, на прошлой неделе в Бишкеке состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где наряду с главами других государств присутствовал индийский премьер-министр Нарендра Моди. Несомненно, что мысли о пакистанской проблеме не переставали беспокоить политика – однако у него были и более важные вопросы на этом форуме, члены которого постепенно выстраивают новый регион, в широком смысле называемый Евразией.

Напомним, в состав ШОС входят две великие мировые державы (Китай и Россия) и четыре центральноазиатские страны (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), а также Индия и Пакистан. ШОС, основанную Китаем и Россией почти два десятилетия назад, ​​некоторые эксперты называют «Восточным альянсом» и континентальным противовесом США или, в более широком смысле, морской мощи Запада.

Сложившуюся ситуацию можно считать серьёзной дипломатической проблемой для Индии, поскольку в последние годы она неуклонно сближалась с США и встраивалась в индо-тихоокеанскую морскую концепцию.

В последнее время лавирование Индии между этими соперничающими мирами осложнилось ещё сильнее, учитывая, что американский президент Дональд Трамп пошёл на обострение отношений как с Россией, так и с Китаем. Возобновившееся противостояние США с Ираном, а также угрозы вывести американские войска из Афганистана вызвали очередную волну региональной нестабильности.

Тем не менее, в Бишкеке Моди нисколько не выглядел подавленным – напротив, он, как казалось, пребывал в полном упоении от возможностей, открывающихся перед Индией в этих новых условиях. Серьёзное расширение полномочий, которое он получил в своей стране, упрочило его региональные позиции, чем Моди был, несомненно, доволен и не скрывал этого. Продемонстрировав большую теплоту при личном общении с китайским президентом Си Цзиньпином, Моди с прежней твёрдостью выступил против инициативы «Один пояс, один путь» и отверг совет Китая по поводу начала переговоров с Пакистаном.

Что касается России, то Моди и Владимир Путин постарались расширить стратегическое партнёрство между своими странами, распространив его в сферы обороны и энергетики. Кроме того, Моди примкнул к Си и Путину, стремящимся противостоять угрозам мировой торговле, которые появляются в результате однобокого подхода, характерного для США при Трампе. В ходе саммита ШОС стало ясно, что вынужденное лавирование между США, Китаем и Россией является непременной чертой сегодняшней индийской дипломатии. В конце месяца этот курс вновь подвергнется серьёзному испытанию в ходе предстоящего саммита G-20.

Если говорить о региональном фронте, то обоюдная заинтересованность Индии и Кыргызстана, который в этот раз выступал принимающей стороной, обозначила политические намерения полноценно воплотить в жизнь потенциал отношений Индии с центральноазиатскими странами.

Кроме того, саммит в Бишкеке показал, что в отношениях между Индией и Афганистаном с Пакистаном нарастают проблемы. Индия по-прежнему считает приоритетным мирный процесс, который должен осуществляться под руководством Афганистана, однако положение Кабула становится всё более шатким, поскольку ведущие державы начали переговоры с Талибаном.

Обменявшись любезностями с пакистанским премьер-министром Имраном Ханом, Моди, тем не менее, дал понять, что не намерен возобновлять переговоры без серьёзных действий со стороны Исламабада по ликвидации «фабрик террористов». Надо отметить, позиции Имрана внутри страны становятся слабее день ото дня – Пакистан сотрясают многочисленные политические и экономические кризисы. Зная об этом, Моди готов подождать.

Из положительных аспектов саммита стоит отметить то, что участники в полной мере разделили обеспокоенность Индии относительно трансграничного терроризма.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий