Для дипломатов в Лондоне, Вашингтоне, Париже и Брюсселе Турция сейчас превратилась в настоящую головную боль. Она бросила вызов действующим правилам НАТО, приобретя российские системы ПВО. Этот шаг является одним из элементов более широкой политики Анкары при президенте Реджепе Тайипе Эрдогане, направленной на отдаление от западных норм.
Однако, с точки зрения большей части турецкого истеблишмента, виновником раскола, напротив, является именно Запад, который предал Турцию и подорвал ее европейские устремления по причине растущей исламофобии.
Впрочем, в Турции имеет место еще одна тенденция, которую упустили из внимания многие наблюдатели с обеих сторон, хорошо знакомая тем, кто наблюдал за Балканами и Восточной Европой на протяжении последних нескольких лет.
По этой схеме русские захватили ключевые позиции в бывших странах-вассалах – даже тех, которые уже являются членами Европейского Союза и НАТО – заключив деловые соглашения в стратегической сфере и сформировав политические альянсы в соответствии с тактикой, которую некоторые исследователи называют «кремлевской методичкой». Речь идет о разработанном Москвой методе трансформации экономической мощи в политическое влияние и стратегические преимущества, который был успешно испытан в таких странах как Болгария, Венгрия и Сербия.
В прошлом месяце Соединенные Штаты исключили Турцию из программы по производству и развертыванию современных истребителей F-35 после того, как Анкара проигнорировала предупреждения Вашингтона и начала получать российские системы ПРО С-400. В результате десятки турецких летчиков и других военнослужащих, обучавшихся пилотированию и обслуживанию F-35 в Соединенных Штатах, на прошлой неделе вынуждены были отправиться домой.
Возможно, в наказание за несговорчивость Америка введет новые санкции против Турции, как того требует Конгресс. Кое-кто в Вашингтоне настолько возмущен позицией Турции по ряду региональных и внутренних проблем, что они выступают за еще более суровые карательные меры.
Для Кремля Турция – заветная награда. Россия веками вынуждена была постоянно беспокоиться о свободном проходе через проливы Босфор и Дарданеллы, единственном пути, по которому ее военные корабли и торговые суда могут получить доступ к остальному миру. Сейчас Россия недовольна, даже если в узком проливе Босфор, разделяющем на две части турецкую столицу Стамбул, появляется новый буй.
Во время холодной войны Турция твердо шла курсом НАТО, представляя собой воинственно-капиталистическое государство, по идеологическим соображениям выступающее против коммунистического эксперимента на севере и инстинктивно опасающееся российских имперских амбиций. Однако, после распада Советского Союза, все старые правила и расчеты утратили актуальность.
Бывший западный дипломат рассказывал, как в конце девяностых годов российская государственная корпорация «Газпром» соблазнила турецких чиновников подписать соглашение о прокладке газопровода «Голубой поток», который должен был пройти в обход транзитных государств. Соединенные Штаты выступали против этого проекта, но Турция все же подписала соглашение. По словам бывшего дипломата, которые, впрочем, невозможно подтвердить, в арсенале российских средств убеждения был даже частный самолет с проститутками.
Как и на Балканах, Россия ищет в Турции возможности для инвестиций в телекоммуникационном и банковском секторах. «Сбербанк», управляемый одним из близких соратников Путина, купил турецкий Deniz Bank, а затем годами использовал его для уклонения от санкций. Впрочем, сейчас «Сбербанк» уходит из Турции, вероятно, осознав, что подобные инвестиции не дают ни стратегических рычагов влияния, ни масштабных прибылей в относительно прозрачном и конкурентном финансовом секторе, а также в турецкой индустрии телекоммуникаций.
Анкара и Москва заключили соглашение о создании в нынешнем году совместного инвестиционного фонда в размере 1 миллиарда долларов, что представляет собой еще одну попытку укрепить экономические связи между двумя странами.
Впрочем, для России реальным прорывом в Турции стала вовсе не сделка с комплексами С-400, не упомянутый инвестиционный фонд и уж тем более не скромные инвестиции российских граждан в недвижимость. Настоящая игра идет в энергетическом секторе.
Российский «Газпром» и Турция прокладывают еще один газопровод по дну Черного моря, «Турецкий поток», который послужит еще большему укреплению связей между двумя странами, а кроме того позволит России экспортировать природный газ в обход Украины.
Государственная корпорация «Росатом» строит первую в Турции атомную электростанцию в Аккую на юго-восточном побережье страны. Российская компания в 2010 году выиграла тендер на строительство этой станции, обойдя ряд конкурентов из других стран, а строительные работы как таковые начались в прошлом году.
Однако, особого внимания заслуживают поправки к тексту соглашения, которые были незаметно внесены в контракт в марте и опубликованы в официальной турецкой газете. Именно они содержат намек на стратегические цели Кремля и показывают, как Анкару дурачат тем же способом, что и Болгарию, и других «жертв» российской экспансии.
В изначальном варианте сделка позволяла «Росатому» и его турецкому партнеру построить на этой площадке фабрики, склады, торговые предприятия, административные здания и другие объекты. Однако, строительство постоянно тормозилось до тех пор, пока Анкара не предложила новые условия.
В соответствии с измененным вариантом сделки, корпорация «Росатом» полностью отвечает за проект электростанции «Аккую» и может привлекать любой необходимый ей персонал, а также, что особенно важно, требовать расширения земельного участка под строительство.
Теперь «Росатом» получает право строить морские порты и терминалы. Он может осуществлять морские перевозки и предоставлять портовые услуги, включая хранение, погрузку, перевалку и транспортировку товаров. Помощник российского президента Юрий Ушаков заявил в прошлом году в интервью еженедельнику «Коммерсант», что «Росатом» обеспечил себе контроль над «Аккую» на девяносто лет.
«Похоже, что российское правительство, которое уже подписало фантастическую сделку для «Росатома», теперь получает также порт, который будет находиться в собственности русских, под их полным контролем, а также эксплуатироваться российскими сотрудниками», – сказал стамбульский специалист по российской внешней политике Йорук Ишик.
«Учитывая расположение станции «Аккую», эти небольшие изменения могут обеспечить (российским военным) мощную стратегическую базу материально-технического обеспечения для региональных и глобальных операций, или чего угодно иного, что российское правительство сочтет отвечающим его интересам», – добавил эксперт.
Путин был одним из первых иностранных лидеров в Анкаре после неудавшегося государственного переворота в 2016 году, который, как считает значительная часть турецкого населения, был поддержан, или, по крайней мере, негласно одобрен Западом. «Русские знают, как работает турецкий менталитет», – заключил Ишик.