По мнению аналитиков, наступление поддерживаемого Москвой сирийского режима на северо-западе страны подрывает договоренность, достигнутую ранее Россией и Турцией, о создании зоны безопасности, однако в интересах обеих сторон не допустить полного срыва соглашения.
После нескольких месяцев мощных бомбардировок, 8 августа сирийские правительственные войска начали наземное наступление на укрепленный район Идлиб, расположенный вблизи турецкой границы и находящийся под контролем джихадистов.
С тех пор они захватили город Хан-Шейхун и окружающую сельскую местность к югу от него. При этом, в ходе наступления они окружили турецкий наблюдательный пункт.
Дамаск и Москва предпринимают попытки ликвидировать группировку «Хаят Тахрир аш-Шам», сирийский филиал «Аль-Каеды», которая доминирует в районе Идлиба.
Со своей стороны, Турция, оказывающая поддержку антиправительственным повстанческим формированиям, стремится избежать дальнейшей эскалации военных действий, которая могла бы спровоцировать массовый наплыв беженцев на ее южной границе. «Положение Турции в настоящее время крайне слабое», – сказал эксперт Нихат Али Озджан из аналитического центра «Tepav» в Анкаре.
На прошлой неделе, после захвата города Морек и прилегающих районов, правительственные силы окружили турецкий наблюдательный пункт. «Учитывая недавние военные успехи, Путин и Асад на сегодняшний день имеют значительное преимущество перед Турцией», – сказал Озджан.
«Если вообще существует какое-либо решение для Идлиба, я склонен ожидать, что оно будет включать как турецко-российские переговоры, так и применение вооруженного насилия», – сказал Арон Лунд из нью-йоркского аналитического центра «Century Foundation».
«То, что мы сейчас наблюдаем – начальный этап новой сделки, которая в конечном итоге приведет к прекращению боевых действий на новых территориальных рубежах и на новых условиях», – добавил эксперт по сирийскому конфликту.
Однако, аналитики склонны полагать, что интересы Москвы и Анкары не ограничиваются провинцией Идлиб. По словам Озджана, «Идлиб – это лишь малая часть» предмета дискуссии между Эрдоганом и Путиным.
«Обе стороны никогда полностью не доверяли друг другу, однако нельзя сбрасывать со счетов политические отношения, а также экономические связи», – сказал он.
По мнению Арона Лунда, «Москва хочет добиться от Анкары изменения взгляда на многие вещи». Речь идет, в том числе, о мирных переговорах под руководством ООН о прекращении войны в Сирии, а также об отношениях Турции с НАТО и некоторых вопросах торговли.
«Между тем, Турция, в свою очередь, может надеяться на ту или иную помощь России в урегулировании проблем, связанных с военным присутствием на северо-востоке Сирии американских военных и курдских вооруженных группировок», – сказал Лунд.
Как бы то ни было, по его словам, «ни Анкара, ни Москва не хотят прямого столкновения между Россией и НАТО, поэтому они в последнее время как бы «танцуют вокруг друг друга», пытаясь выяснить, каких максимальных уступок можно добиться от другой стороны».