Америка проигрывает Северный морской путь?

Недавняя неуклюжая попытка Дональда Трампа купить крупнейший остров в мире — Гренландию, был осмеян в интернете, однако его интерес к этой полуавтономной территории не так таким абсурден и нелеп, как это может показаться.

И дело даже не в природных богатствах края, коих в Гренландии хватает, скорее целью  было объявить всему миру о намерениях Америки закрепиться в Арктике и использовать преимущества полярных морских маршрутов по мере таяния арктических полярных льдов.

Однако Америка довольно запоздало намерена придти в этот регион. Россия и Китай там уже обосновались и объявили о намерениях создать необходимую инфраструктуру для функционирования Северного морского пути, соединяющего через Сибирь северо-восточную Азию с Северной Европой.

Эксперт по политике в полярных регионах Доктор Марк Лантейн говорит, что в случае с Арктикой Китай предоставляет деньги, а Россия — логистику.

Он считает что отсутствие у США активной и последовательной политики в Арктике является большой ошибкой. Северный морской путь может быть не самой важной целью, но он важен для экономических интересов Китая и отношений с Россией.

Однако эта арктическая гонка имеет свои трудности. «Китай очень расплывчато определяет, где начинается и заканчивается Северный морской путь», говорит он, добавляя, что навигация там затруднена, недёшева и возможна только 3-4 месяца в году.

Без создания остановочных станций, вроде глубоководного порта в Архангельске, мало какие корабли смогут пройти по этому пути. Он сказал что в 2018 году только 27 кораблей пересекли маршрут. Так почему Китай намерен инвестировать деньги в развитие Северного морского пути?

Доктор Лантейн объясняет: И Китай и Россия делают долгосрочную ставку. Они знают что лед быстро отступает и через 20-30 лет этот путь будет использоваться намного чаще. В качестве дополнительной меры на случай непредвиденных обстоятельств, в дополнение к портам и железным дорогам, которые они хотят развивать, обе страны инвестируют в способные противостоять льдам корабли для перевозки сжиженного газа и в современные ледоколы. У России их более 40, у Китая — два. А у Америки всего один, ему больше 40 лет и он находится в плохом состоянии».

Но не все согласны с тем, что этот новый маршрут будет конкурировать с популярными морскими путями, тем же Панамским каналом. Эндрю Холланд из American Security Project считает, что стоимость доставки, если говорить об экспорте товаров, сравнительно незначительная.

«Арктика — это не предсказуемая среда. Погодные условия могут быть опасными даже в разгар лета. Поэтому хотя транспортные компании и могут отправлять по этому пути нефть, газ или уголь, они скорее всего не будут рисковать доставлять готовые товары для рынка, привыкшего к доставке в срок», говорит он.

И Лантейн, и Холланд считают, что действия России и Китая так же мотивированы политикой, как и торговлей.

Холланд говорит, «Китайцы больше всего заинтересованы в Северном пути не для экспорта товаров, а для импорта. Они знают, что при конфликте флот США может закрыть Малаккский пролив, что задушит их экономику».

Но в мирное время, говорит Лантейн, тон задает российско-китайский альянс.

«Российское правительство также постановило, что любой грузоотправитель для использования маршрута должен заявить о своем намерении сделать это за 45 дней до прохождения, представить грузовую декларацию и допустить российского представителя на борт», говорит он.

«Кроме того, поскольку этот морской путь проходит в российских водах, Россия заявляет, что в соответствии с Морским правом ООН она обладает исключительными правами на освоение этого района. Америка оспаривает претензии России и называет политику России в отношении Северного морского пути не легитимной».

Так кто же прав? Эксперт по морскому праву из Университета Саутгемптона Эндрю Серди говорит, что, поскольку подавляющее большинство маршрутов проходит через российские внутренние и территориальные воды, международное право на стороне России.

Он объясняет: «США утверждают, что Северный морской путь — это серия проливов, использующихся для международного судоходства. В отличие от других стран, США также интерпретируют слово «использующихся» как «пригодных к использованию». Таким образом, они считают что это означает что должен применяться другой режим, более благоприятный для судоходства в рамках морского права. Поскольку этот проход ранее не использовался кроме как под контролем России, то значит не попадает и под особый режим. Поэтому это дает России право контролировать Северный морской путь как часть собственной территории».

Готова ли Америка позволить России и Китаю продолжать продавливать свою сторону, уже другой вопрос. Ход за вами, Дональд.


Добавить комментарий