Практически все великие державы обращают свое внимание на Африку, поскольку глобальное значение континента растет. Его население удвоится к 2050 году, и как ожидается, значительно вырастет экономика наряду с потреблением энергии. Именно эти перспективы побудили Россию инвестировать значительные средства в развитие прочных отношений со странами региона на случай, если начнется взрывной рост континента. Цель Кремля – повторить успехи Китая в укреплении экономических, дипломатических и военных связей с Африкой. Чтобы стать важным партнером, Москва организует первый в истории саммит Россия-Африка, который состоится 23-24 октября.
Саммит, на который в качестве сопредседателя приглашен президент Египта Сиси, пройдет в Сочи, являющемся по факту второй столицей России после Москвы. Это событие является серьезным испытанием для дипломатического корпуса России и подъема страны как мировой державы. На саммит приглашены руководители 50 государств, что демонстрирует неэффективность западных санкций и неспособность Запада изолировать Москву.
Россия спланировала свой вариант по аналогии «поворота Вашингтона в Азию» после конфликта на Украине в 2014 году, который привел ее к относительной изоляции от западных институтов власти, таких как «Большая семерка». Несмотря на пожелания Москвы, в отношениях с Китаем наблюдается перекос в пользу Пекина — из-за подавляющей экономической мощи последнего она считается «младшим партнером». Поэтому Кремль инвестирует в отношения с относительно более слабыми странами на африканском континенте. «Основой для действий» Москвы в отношении этих государств является сотрудничество в таких областях, как энергетика, безопасность и дипломатия.
Объем торговли России с Африкой вырос с 5,7 миллиардов долларов в 2009 году до 20,4 миллиардов в 2018 году, но эти цифры просто несопоставимы с 2 триллионами долларов китайских инвестиций и строительных проектов в регионе, осуществляемым с 2005 года. Однако Москва имеет некоторые преимущества в развитии отношений с африканскими странами. Во-первых, Россия выступает в качестве альтернативного партнера для дипломатической поддержки в Совете безопасности ООН. Во-вторых, она имеет развитый государственный энергетический сектор, который, помимо инвестиций в нефтегазовую отрасль, предоставляет технологически отсталым государствам ядерные ноу-хау. В-третьих, Москва предлагает военное сотрудничество и относительно дешевое оружие странам с ограниченными финансовыми возможностями, но с большими проблемами безопасности.
По словам сотрудника Шведского агентства оборонных исследований Якоба Хеденскога, «интересы России, как и интересы других крупных держав в Африке, связаны с экспортом оружия, импортом природных ресурсов и проецированием силы». Во время холодной войны Москва сохраняла прочные отношения с такими странами, вовлеченными в антиколониальные конфликты, как Ангола, Мозамбик и Алжир. Стратегия России по восстановлению своей позиции в Африке отчасти сводится к активизации этих существующих отношений.
Российские ядерные технологии также выставлены на продажу: Египет заказал строительство атомной электростанции стоимостью 29 миллиардов долларов; Нигерия заключила соглашение с «Росатомом» по ядерному реактору, а ряд других стран подписали меморандум о взаимопонимании в области ядерного сотрудничества, в частности, Уганда, Южная Африка и Гана. Россия должна получить финансовую выгоду в долгосрочной перспективе от своих инвестиций, в том числе благодаря зависимости этих стран от российских технологий и необходимости в проведении периодической замены ядерного топлива и оказания технической помощи. Во многих случаях в качестве средств обеспечения финансовых рисков предлагаются месторождения полезных ископаемых.
Тем не менее, согласие Африки с предложениями России идет не только на пользу последней. Москва может позиционировать себя как альтернативу китайским деньгам и западному вмешательству, и если африканские страны будут действовать осмотрительно, то они смогут выиграть от противостояния вовлеченных сторон друг против друга. Например, в Джибути размещаются китайские, французские и американские военные базы, которые обеспечивают стране стратегическое и финансовое преимущество.
Кроме того, Россия предоставляет современные эффективные вооружения, которые относительно доступны по сравнению с оружием американского производства. В ряде случаев страны имеют возможность приобретать оружие у Москвы, избегая западных санкций. Российские частные военные компании, как например, группа Вагнера, активно оказывают помощь и обучают африканских военных, в частности, в Центральноафриканской Республике.
Африка не является совершенно необходимой для России, если говорить о российских военных и экономических интересах. Москва, однако, должна укрепить свои позиции и установить прочные отношения с континентом, чтобы получить статус мировой державы, на который она нацелена.