Четыре года назад Эльвира Ковтун в кастрюле на кухне приготовила свой первый сыр.
В итоге она так в этом преуспела, что они с мужем решили превратить ее страсть в бизнес.
В прошлом месяце они стали первыми россиянами, получившими золотую награду на World Cheese Awards, а их твердый сыр «Пещерный» получил награду, равную «Оскару» в мире сыроделания.
«Я не думал что это возможно», заявил агентству AFP на их маленьком маслозаводе в промышленном подмосковном Королеве супруг Эльвиры Вячеслав.
Их успех показывает, как далеко продвинулась российская сыроваренная отрасль с тех пор, как в 2014 году из-за кризиса на Украине президент Владимир Путин запретил импорт западных продуктов питания.
Многие россияне до введения санкций успели привыкнуть к французским и итальянским сырам, и Москва использовала возможность внедрить стратегию «импортозамещения».
Однако результаты часто оказывались спорными: многие покупатели были недовольны более высокой ценой и зачастую низким качеством продукции российского производства.
Но молочное животноводство и производство сыра показали хорошие результаты.
По данным Российской национальной ассоциации производителей молока, производство сыра и сырных продуктов с 2013 по 2018 год выросло на треть до 670,000 тонн в год.
На прошлой неделе Путин признался, что был «несколько обеспокоен», когда были введены первые карательные меры, но события последних нескольких лет доказали, что санкции «в основном обернулись на пользу экономике».
«Прорывное»
По всей стране появились сотни любительских маслозаводов, и некоторые уже получают высшие оценки международных критиков.
Эльвира и Вячеслав, которым по 40 лет и которые в 2018 году открыли в Королеве маслозавод, не ожидали, что успех придет так быстро.
Когда Эльвира позвонила своему мужу, чтобы сообщить новости о награде, она рыдала», говорит Вячеслав. «Я испугался. Я думал, что случилось что-то ужасное».
Веб-сайт их маслобойни после объявления о награде из-за наплыва посетителей перестал работать, а победивший сыр был распродан до апреля.
В этом году в итальянском Бергамо в конкурсе World Cheese Awards участвовали более 3800 сыров из 42 стран, которые награждались суперзолотыми, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.
В прошлом году ни одна заявка от русских не получила признания, но в этом, маслобойня Ковтунов «Сыр и пиво» а также три других российских сыродела в общем завоевали 9 наград.
Директор Гильдии изысканных блюд, которая организует конкурс, Джон Фарран, говорит, что благодаря Ковтунам Россия попала в международную карту сыров.
Фарран говорит, что отсутствие у России сырного наследия Франции или Италии в некотором смысле оказалось преимуществом.
«Не подверженные давлению традиций, российские умельцы могут придумывать новшества и создать что-то по-настоящему прорывное и уникальное», сказал он.
Эльвира говорит, что несколько лет доводила до совершенства рецепт «Пещерного», который держится под строжайшим секретом.
«Сырная лихорадка»
Обладая фруктовыми и ореховыми оттенками, Пещерный созревает в подвале семь месяцев и продается по цене 1800 рублей за килограмм.
«Ни дня не могу прожить без сыра», говорит Эльвира, закладывая с помощником творожную основу в формы.
«Это мои дети. Я их люблю».
Ковтуны с помощью нескольких сотрудников сейчас делают 20 твердых и мягких сортов, включая сыры камамбер и трюфель бри.
Они производят сыр пять дней в неделю, но спрос намного превышает предложение.
Евгений Барабанщиков, шеф-повар и знаток европейских сыров, который ранее всячески избегал молочных продуктов российского производства, отправился на встречу с Ковтунами, как только узнал об их успехах в Бергамо.
«У меня профессиональный интерес», говорит Барабанщиков, исполнительный шеф-повар Integrita, крупнейшего поставщика высококачественных импортных продуктов питания.
«Я был очень рад за них, потому что знаю технологию изготовления сыра», говорит он, подчеркнув, что твердые сыры требуют больших инвестиций, опыта и качественного молока.
Одним из тех, кто больше всего болел за Ковтунов, является их конкурент Олег Сирота, возможно, самый известный в России производитель сыра.
«Чем больше у нас хороших маслозаводов, тем больше люди будут доверять нам», говорит 31-летний глава Союза российских сыроделов.
Сам он получил свое первое золото на региональном конкурсе во Франции в октябре.
Сирота вспоминает, как в 2016 году Вячеслав, у которого в то время была строительная фирма, подкараулил его на бензозаправке под Москвой и сказал что хочет научиться созданию сыра и готов продать компанию.
«Я был ошарашен», говорит Сирота.
Теперь они помогают друг другу, планируют расширять деятельность и благодарят Путина за то что тот породил в России, как говорит Сирота, «сырную лихорадку».
«Мы не изобретаем ничего нового. Мы сотни лет назад делали множество сортов сыра и экспортировали в Европу и Балтику. Теперь мы возрождаем рецепты наших отцов», говорит он.