Назначение и особенности тележек грузовых вагонов

Все современные вагоны оборудуются тележками. Они устанавливаются на ходовую часть, чем обеспечивают повышение предельной грузоподъемности грузовых железнодорожных вагонов. Тележки позволяют увеличить число колесных пар, не нарушая норм и условий эксплуатации вагонов. Такое увеличение позволяет проходить непрямолинейные участки пути с маленьким радиусом с наименьшим сопротивлением движению.

Прочностные и качественные характеристики ж/д тележек напрямую влияют на итоговую безопасность и скорость передвижения вагонов. Они необходимы для плавного хода, сглаживания неровности путей и смягчения колебания, передаваемого от них на кузов.

Специфика и эксплуатация конструкций

Тележка обеспечивает направленное движение состава по рельсам. Она распределяет и передачу нагрузок равномерно на путь, восприятие тяговых и тормозных сил, улучшает плавность движения.

Именно в тележках происходит объединения рамы колесной пары и буксов, систем рессорного подвешивания и частей рычажной передачи тормозов. В тележках можно размещать несколько последовательных ступеней (ярусов) рессор и сочетать их с различными гасителями колебаний, устройствами, нужными для повышения устойчивости кузова. Все это создает необходимые условия для плавности передвижения вагонов.

Соединительная конструкция между корпусом вагонов и тележками позволяет без проблем выкатывать их. Это упрощает технический осмотр и позволяет быстро проводить ремонт любой части ходовой системы вагонов. При этом сами тележки могут легко проворачиваться относительно кузовной части состава благодаря пятнику и подпятнику.

Разновидности тележек

В парке железнодорожного сообщения представлено много видов тележек. Они различаются по разным критериям:

  1. Количество колесных пар или осей. Делятся на двух-, трех- и четырех- и многоосные. Обычно в конструкцию тележечной системы включают две и более стандартные тележки с двумя осями.
  2. Метод закрепления или подвешивания. Он может быть с одинарным или двойным вариантом крепления.
  3. Способ закрепления рамы с буксовым узлом: челюсти неподрессоренные, челюсти с упругими элементами, бесчелюстные шпинтонно-пружинные, рычажно-бесчелюстные, поводково-бесчелюстные.
  4. Технология производства рамы. Она производится методом литья, штамповки, штамповки и прессовки, штамповки и сварки или сварки.
  5. Назначение – грузовые или пассажирские.

Для пассажирских железнодорожных составов необходимы гидравлические гасители колебаний с пружинными рессорами. Это нужно для уменьшения боковых толчков. Такие тележечные конструкции имеют двойное рессорное подвешивание и обеспечивают максимальную плавность хода.

Для грузовых вагонов применяются фрикционные гасители колебаний. Они оборудованы люлечным устройством и одноуровневым рессорным подвешиванием. А вот восьмиугольные полувагоны и специальные контейнеры-цистерны монтируются на четырехосные тележки, выполненные из двух двуосных моделей со штампосварной соединительной балкой.

Для изометрических вагонов предусмотрены двойные рессорные грузовые тележки с системой центрального подвешивания на эллиптические пружины.

Основные технические параметры:

  • Масса – тара (вес самой конструкции);
  • База или расстояние между центральными осями крайних колес и серединами рессорных комплектов сочлененных тележек;
  • Вариация и метод рессорного подвешивания;
  • Конструктивные особенности тормозной системы;
  • Скорость передвижения конструкции.

Цель установки грузовых тележек – увеличение предельной грузоподъемности вагона и его сцепления с рельсами. Для пассажирских поездов конструкции выступают в роли смягчителя хода. Они обеспечивают максимальную плавность передвижения. Выбирают вариант тележки специалисты на стадии производства или комплектации состава.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0