Все современные вагоны оборудуются тележками. Они устанавливаются на ходовую часть, чем обеспечивают повышение предельной грузоподъемности грузовых железнодорожных вагонов. Тележки позволяют увеличить число колесных пар, не нарушая норм и условий эксплуатации вагонов. Такое увеличение позволяет проходить непрямолинейные участки пути с маленьким радиусом с наименьшим сопротивлением движению.
Прочностные и качественные характеристики ж/д тележек напрямую влияют на итоговую безопасность и скорость передвижения вагонов. Они необходимы для плавного хода, сглаживания неровности путей и смягчения колебания, передаваемого от них на кузов.
Специфика и эксплуатация конструкций
Тележка обеспечивает направленное движение состава по рельсам. Она распределяет и передачу нагрузок равномерно на путь, восприятие тяговых и тормозных сил, улучшает плавность движения.
Именно в тележках происходит объединения рамы колесной пары и буксов, систем рессорного подвешивания и частей рычажной передачи тормозов. В тележках можно размещать несколько последовательных ступеней (ярусов) рессор и сочетать их с различными гасителями колебаний, устройствами, нужными для повышения устойчивости кузова. Все это создает необходимые условия для плавности передвижения вагонов.
Соединительная конструкция между корпусом вагонов и тележками позволяет без проблем выкатывать их. Это упрощает технический осмотр и позволяет быстро проводить ремонт любой части ходовой системы вагонов. При этом сами тележки могут легко проворачиваться относительно кузовной части состава благодаря пятнику и подпятнику.
Разновидности тележек
В парке железнодорожного сообщения представлено много видов тележек. Они различаются по разным критериям:
- Количество колесных пар или осей. Делятся на двух-, трех- и четырех- и многоосные. Обычно в конструкцию тележечной системы включают две и более стандартные тележки с двумя осями.
- Метод закрепления или подвешивания. Он может быть с одинарным или двойным вариантом крепления.
- Способ закрепления рамы с буксовым узлом: челюсти неподрессоренные, челюсти с упругими элементами, бесчелюстные шпинтонно-пружинные, рычажно-бесчелюстные, поводково-бесчелюстные.
- Технология производства рамы. Она производится методом литья, штамповки, штамповки и прессовки, штамповки и сварки или сварки.
- Назначение – грузовые или пассажирские.
Для пассажирских железнодорожных составов необходимы гидравлические гасители колебаний с пружинными рессорами. Это нужно для уменьшения боковых толчков. Такие тележечные конструкции имеют двойное рессорное подвешивание и обеспечивают максимальную плавность хода.
Для грузовых вагонов применяются фрикционные гасители колебаний. Они оборудованы люлечным устройством и одноуровневым рессорным подвешиванием. А вот восьмиугольные полувагоны и специальные контейнеры-цистерны монтируются на четырехосные тележки, выполненные из двух двуосных моделей со штампосварной соединительной балкой.
Для изометрических вагонов предусмотрены двойные рессорные грузовые тележки с системой центрального подвешивания на эллиптические пружины.
Основные технические параметры:
- Масса – тара (вес самой конструкции);
- База или расстояние между центральными осями крайних колес и серединами рессорных комплектов сочлененных тележек;
- Вариация и метод рессорного подвешивания;
- Конструктивные особенности тормозной системы;
- Скорость передвижения конструкции.
Цель установки грузовых тележек – увеличение предельной грузоподъемности вагона и его сцепления с рельсами. Для пассажирских поездов конструкции выступают в роли смягчителя хода. Они обеспечивают максимальную плавность передвижения. Выбирают вариант тележки специалисты на стадии производства или комплектации состава.