Эксперт: новая политическая эпоха в России дает Америке возможность пересмотреть свою политику

Недавнее обращение Владимира Путина к Федеральному Собранию, в рамках которого он заявил о необходимости внесения изменений в российскую Конституцию, а также последующая отставка правительства во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым, свидетельствуют о том, что Россия вступила в новую политическую эпоху.

Поскольку страна, судя по всему, вступает в процесс передачи власти, на протяжении которого она будет сосредоточена, прежде всего, на внутренних проблемах, у следующей американской администрации будет возможность разработать менее персонализированный подход к России. Этот подход должен быть основан на трезвой оценке исходящих от нее угроз, которые носят объективный характер и не определяются личностью Путина.

На самом деле, нынешние перемены в России являются самым убедительным признаком того, что Путин не намерен оставаться на президентском посту после окончания его нынешнего срока в 2024 году. На протяжении двух десятилетий он был краеугольным камнем российской политической системы. Отчасти благодаря тщательно продуманной тактике брендинга, Путин стал одним из наиболее узнаваемых мировых лидеров, которого многие высоко ценили как опору «традиционных ценностей», в то время как другие обвиняли, изображая «злым гением», стоящим за войной на Украине, попытками подорвать западную демократию и другими преступлениями.

Президент Обама, как известно, сравнивал Путина со «скучающим двоечником на последней парте», в то время как президент Трамп надеялся, что благодаря взаимной личной симпатии с Путиным, им удастся преодолеть ряд разногласий отравляющих отношения между Вашингтоном и Москвой.

На самом деле, в основе российской внешней политики находится глубоко укоренившийся консенсус в отношении того, что страна должна оставаться суверенной великой державой, равной Соединенным Штатам, и выступать в качестве регионального гегемона в Евразии. Даже несмотря на то, что Путин перевел внешнюю политику на более конфронтационный курс после массовых протестов 2011 года, в которых он обвинил Соединенные Штаты и лично госсекретаря Хиллари Клинтон, основные цели и инструменты этой политики остаются относительно неизменными. Зацикленность Вашингтона на личности Путина стала препятствием для трезвой оценки причин конфронтации между Соединенными Штатами и Россией.

Теперь, похоже, стало очевидно, что эпоха «путинизма» подходит к концу. Впрочем, несмотря на то, что российский президент фактически исключил возможность внесения изменений в Конституцию, которые позволили бы одному человеку исполнять обязанности президента более чем два срока, он почти наверняка сохранит за собой роль главного посредника в российской политической системе.

Впрочем, как будет функционировать новая институциональная структура, еще предстоит выяснить. Путин может снова занять пост премьер-министра при новом президенте, лояльность которого не будет вызывать у него сомнения. Кроме того, он может остаться главой Государственного Совета, в состав которого входят губернаторы и главы регионов, а также высшие чиновники федерального уровня. Этому органу президент Путин в своем обращении предложил придать «конституционный статус».

Все эти политические маневры напоминают тактику стареющих автократических лидеров в Китае, Сингапуре или других местах, которые стремятся обеспечить политическую стабильность в процессе передачи власти. Они свидетельствуют не столько о том, что Путин стремится сохранить свою власть пожизненно, сколько о том, что он опасается дестабилизации, связанной с передачей власти. По его собственному выражению, «было бы очень тревожно вернуться к ситуации, которая была у нас в восьмидесятые годы, когда государственные лидеры оставались на своем посту до последнего дня жизни, не обеспечив необходимых условий для передачи власти».

Судя по всему, Россия сейчас вступает в период передачи власти, и в такой момент она совершенно не заинтересована в дальнейшем усугублении и без того крайне неблагоприятных отношений с Соединенными Штатами. В своем выступлении Путин практически не касался внешней политики и избегал резких высказываний в адрес Запада, столь характерных для его предыдущих посланий. Помимо конституционных реформ, основной акцент в его речи был сделан на внутренней политике, в том числе на таких темах как совершенствовании системы образования, детских дошкольных учреждений, а также на других социально-экономических проблемах, которые в последнее время вызывают недовольство и протест в обществе. Имеются и другие признаки того, что Кремль осознает опасность чрезмерно острой конфронтации с Западом. Несмотря на то, что Россия, без сомнения, продолжит интервенцию в Ливии, впрочем, в ограниченных масштабах, едва ли это спровоцирует серьезный кризис в Европе.

Что касается Соединенных Штатов, сложившаяся обстановка означает целесообразность перехода к политике осторожного ожидания. Межпартийная политическая борьба и процесс импичмента президента в этом году сделали невозможной для Вашингтона последовательную политику в отношении России. Однако, с другой стороны, слишком долго эта политика находилась в режиме автопилота.

В то время как российское вмешательство в американскую политику, а также демонстрация военной силы на Украине и в Сирии являются непосредственными причинами нынешнего кризиса в американо-российских отношениях, его фоном, несомненно, является уходящее корнями в девяностые годы нежелание Запада признать легитимность претензий России на роль мировой державы или предоставить Москве достойное место в глобальной архитектуре безопасности после завершения холодной войны.

Фактически, результатом всего вышеупомянутого, стало усиливающееся противостояние между Соединенными Штатами и Россией, разрушение каналов взаимодействия, призванных смягчать возникающие кризисы, а также все более тесное стратегическое партнерство между Россией и Китаем, направленное на сдерживание американского влияния на мировом уровне.

Сегодня, когда Россия сосредоточена на решении внутренних вопросов, которые определят ее политическое будущее на ближайшие годы, у Соединенных Штатов есть прекрасная возможность выработать новый подход, отказавшись от создания карикатурного образа «злобного Путина» как источника всех наших проблем.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий