Новая версия игры «Call of Duty»: политика невежества и безразличия к реалиям Ближнего Востока

Вынужденная изоляция из-за пандемии дала мне свободное время, чтобы попробовать что-то новое. Будучи профессором политологии, который большую часть своей жизни занимается положением курдов в Турции, Ираке, Сирии и Иране, в обычное время я слишком занят чтением лекций, исследовательскими поездками по Ближнему Востоку или участием в научных конференциях, чтобы тратить время на видеоигры. Однако, моему 11-летнему сыну, как и миллионам его сверстников, терзающих родителей дома, поскольку школьные занятия отменены, было отчаянно скучно, и он захотел поиграть в новую игру, версию 2019 года компьютерной игры в жанре шутер «Call of Duty».

Разумеется, прежде чем дать ему на это разрешение, я должен был сам проверить игру. И оказалось, что она слишком «взрослая» для детей его возраста. Но гораздо хуже, на мой взгляд, другое: я понял, что сюжетная линия игры настолько нелепа, что после нее ребенок будет знать о Ближнем Востоке и мире не больше, а даже меньше, чем прежде.

По каким-то причинам, хотя компания потратила миллионы долларов на создание превосходной в техническом и графическом отношении игры, а консультанты из Корпуса морской пехоты США позаботились о том, чтобы все мельчайшие детали оружия и тактика боя малых подразделений были воспроизведены в игре с максимальной точностью, они придумали абсолютно нелепый и смехотворный сценарий – война в «Узрикстане».

Согласно встроенной в игру географической карте, Узрикстан является вымышленной страной на Черном море, к югу от российского города Сочи и к западу от Грузии. В отличие от других стран, окружающих Черное море, «Узрикстан» представляет собой сплошные пустыни и населен арабами, хотя на самом деле от ближайшего арабского населенного пункта на юге Турции, а также Сирии или Ирака, это место отделяет не менее 1200 километров.

В игре «Call of Duty» отборные отряды коммандос из США и Великобритании преследуют плохих русских парней и террористов из группировки «Аль-Катала», что по-арабски значит «живодеры». В процессе своих операций они объединяются с хорошими парнями, «борцами за свободу» Узрикстана, которые просто хотят освободить свою родину от российской оккупации.

Этого же хотят и боевики Аль-Катала (AQ), поэтому единственное, что их отличает друг от друга – это готовность AQ к террористическим атакам. В игре Call of Duty Аль-Катала не имеет ничего общего с исламскими экстремистами – это было бы слишком близко к реальности. Нет, AQ – просто анархисты, борцы за тотальную свободу (да простят меня анархисты во всем мире).

Таким образом, вместо игры, которая предлагала бы участникам ценные фрагменты политически интересной дискуссии («я хороший мусульманин, но у них другой ислам – они используют его в качестве инструмента для захвата политической власти, а также для оправдания своих злодеяний»), нас оставляют в полном замешательстве, предлагая верить, что некие абстрактные моральные принципы заставляют эти две группы «узрикистанцев» сражаться между собой и убивать друг друга.

Еще более загадочным является то обстоятельство, что все белые персонажи в игре принадлежат к реально существующим странам (США, Россия, Великобритания) Но эти цветные? Да кому какое дело? Пусть они будут из какого-то несуществующего на планете места под диким названием «Узрикстан». В прошлом году журнал Polygon Magazine попросил Джейкоба Минкофф, директора Infinity Ward по дизайну, прокомментировать этот очевидный двойной стандарт. Он ответил, что террористы совершают нападения за пределами своей страны из-за того, что она оккупирована иностранцами в результате военного вторжения.

«Поэтому террористы могут атаковать такие страны как Великобритания, сказал он. – Однако, когда речь идет о Ближнем Востоке, это становится более политически щекотливым и чреватым неприятностями… По сюжету мы проводим большую часть времени в этой ближневосточной стране, где собираемся выследить лидера террористов и сотрудничаем с местными борцами за свободу. Поэтому нам просто не хотелось зацикливаться на политических реалиях какой-либо конкретной страны этого сложного региона».

«Дело в том, что, во-первых, мы недостаточно знаем о политике Ближнего Востока, чтобы сделать это со всем должным уважением. И во-вторых, это связало бы нам руки как разработчикам. Когда мы создаем эмоционально воздействующие моменты игры, захватывающие повороты сюжета, и поэтому хотелось бы иметь возможность выводить их на экран, не беспокоясь о том, в какой мере они соответствуют реальным обстоятельствам какого-то конкретного конфликта», – добавил он.

Однако, на самом деле это не так. Его ответ представляет собой не что иное, как полную чушь. Компания Infinity Ward наняла консультантов из Армии США и других структур, чтобы правильно воспроизвести в своей игре все детали, касающиеся вооружений, и при этом они не потрудились пригласить ни одного политолога, историка или социолога, знакомого с Ближним Востоком?

У компании есть другие игры, построенные на реальных политических контекстах с вымышленными деталями, например, предыдущая версия Call of Duty, где Россия вторгается в Америку. В реальной жизни ничего подобного не было, не так ли? Используя логику Джейкоба Минкофф, почему Infinity War никогда не придумывала для Америки вымышленного соперника? Точно так же, как они смешали в кучу отдельные черты Афганистана восьмидесятых годов, Чечни девяностых годов и сегодняшней Сирии, чтобы создать свой «Узрикстан», вымышленная Америка в более ранних версиях Call of Duty могла бы выглядеть как Америка, население которой говорит по-немецки, а одевается, как французы, и называться, скажем, «Герфрансика».

Но это звучит смехотворно, верно? Однако, едва ли более смехотворно, чем «Узрикстан», государство на северо-восточном побережье Черного моря, где выращивают опиумный мак, и где нет религии. Разработчики игры рассказывали газете The Guardian в прошлом году, что прообразом одной из главных героинь их одиночной кампании по имени Фарах Карим были реальные курдские женщины-боевики в Сирии. И все же в игре она стала арабкой, вероятно, потому что на Ближнем востоке все должны быть арабами и жить в пустыне.

Сирийские курды с пятидесятых годов прошлого века подвергаются сильному угнетению со стороны арабских националистических режимов, и сегодня большинство из них гордится тем, что в отличие от арабских политических групп в регионе, во многих курдских движениях женщины занимают реальные руководящие посты. Со стороны Infinity Ward было, по-моему, совершенно недопустимо вот так взять и все перевернуть с ног на голову. Это было все равно, что утверждать, будто прообразом героини вашей игры является, например, Анна Франк, и при этом сделать персонаж немецкой христианкой, скрывающейся от русских во время Второй мировой войны, не упоминая при этом ни евреев, ни нацистов.

Так быть не должно. Вы можете выдумывать детали сценариев тех или иных боевых действий, хотя на Ближнем Востоке достаточно реальных историй, так что в этом тоже нет никакой нужды, в то же время, помещая игру в точный и интересный политико-исторический и социальный контекст.

В качестве примера можно было бы привести великолепный фильм, действие которого происходит в Ираке в конце первой войны в Персидском заливе в 1991 году, «Три короля» с Джорджем Клуни, Марком Уолбергом, Айсом Кьюбом и Спайком Джонзом. Все подробности в этом фильме вымышленные (ни один американский солдат никогда не входил в южные иракские городки в попытке украсть спрятанные сокровища Саддама), но сценарий точно отражает политическую обстановку, настроения и межконфессиональные проблемы, охватившие Ирак в то время – от безжалостного стиля правления Саддама Хуссейна до предательства Америкой шиитов, которые восстали против режима в марте 1991 года по настоянию Джорджа Буша-старшего.

Так что да, я убежден, что игра может быть помещена в реальный политический и исторический контекст, даже когда речь идет о странах, где живут темнокожие люди. Игроки могли бы узнать кое-что интересное о различных этнических и религиозных группах, таких как курды, друзы, алавиты, халдеи, ассирийцы, армяне, арабы, туркмены и другие, живущих в таких странах как Сирия, или по крайней мере получить хотя бы самое общее представление о политической ситуации в этом регионе.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий