Отношения между Турцией и сирийскими вооруженными группировками, ранее считавшиеся достаточно неплохими благодаря масштабной поддержке, оказываемой сирийской оппозиции турецкими властями, быстро ухудшаются из-за вовлечения Турции в ливийский конфликт, сообщают источники в кругах сирийских боевиков, воюющих в Ливии.
В прошлом месяце более двух тысяч боевиков дезертировали из дивизии Султана Мурада, одной из ключевых вооруженных группировок, которая отстаивает турецкие интересы в Сирии. Члены этой группировки решили уйти после того, как им было приказано отправиться в Ливию, чтобы сражаться на стороне поддерживаемого Турцией Правительства национального согласия (ПНА). Это событие знаменует радикальные изменения в отношении сирийских боевиков к участию в ливийском конфликте: всего несколько месяцев назад не было недостатка в наемниках, желающих через Турцию улететь в Ливию воевать за кругленькую сумму в размере от двух до пяти тысяч долларов и обещания Анкары предоставить турецкое гражданство.
Все обещания оказались пустыми словами, если не полным обманом. Боевики, отправившиеся в Ливию, не получили ни денег, ни гражданства, ни других обещанных им льгот, рассказал боец группировки «Ахрар аль-Шаркия» Зейн Ахмад. Кроме того, добавил он, сразу после прибытия боевиков в Ливию их отправили в Триполи, где регулярно проходили ожесточенные столкновения между силами ПНА и подразделениями Ливийской национальной армии, несмотря на обещания Турции использовать их только для защиты нефтяных объектов.
Информация, полученная от Сирийского наблюдательного совета по правам человека, показывает, что около 9 тысяч членов сирийских вооруженных группировок, поддерживаемых Турцией, в настоящее время воюют в Ливии, а еще 3 тысячи 500 человек проходят подготовку в Сирии и Турции перед отправкой на очередную войну. Среди них есть бывшие участники таких террористических организаций, как филиал «Аль-Каиды» в Сирии «Хаят Тахрир аш-Шам», что подтверждается сообщениями о захвате в плен силами ЛНА их члена, 23-летнего боевика Ибрагима Мухаммеда Дарвиша. Другим примером является террорист ИГИЛ, также захваченный ЛНА, который признался, что его переправили сюда из Сирии через Турцию.
Посылая сирийских боевиков в Ливию, Анкара намеревалась использовать этих боевиков для укрепления своего влияния без риска вовлечения в крупномасштабную военную операцию, которая могла бы повлечь за собой значительные расходы и большие потери среди турецких военных. Однако последние события на местах показывают, что эта цель не была полностью достигнута.
Сирийские боевики несут тяжелые потери из-за недостаточной подготовки и нехватки вооружения. Общее количество потерь среди поддерживаемых Турцией группировок достигло нескольких сотен и продолжает расти, поскольку ПНА и ЛНА воюют с переменным успехом. До тех пор, пока президент Турции Реджеп Эрдоган не смирит свои амбиции, разрушительные последствия участия сирийских вооруженных группировок в ливийском конфликте могут привести к потере Турцией своего влияния на сирийскую оппозицию.